Среди преимуществ данной методики хочется отметить высокую гибкость, которая позволяет решать проблемы оглашения практически в любых сложных ситуациях, сжиматься до одной краткой беседы без существенной потери качества или расширяться до многомесячной и глубокой подготовки, быть адаптированной к уже существующим формам и практикам оглашения или формировать такую практику «с нуля», сразу давая высокие результаты при минимальной подготовке.

Затруднения в практике оглашения и возможные пути их преодоления

фото: Крещение в баптистерии

Крещение

Секция: «Актуальные вопросы катехизации» (конференц-зал Даниловского монастыря)

Ваше Преосвященство, досточтимые отцы, братья и сестры!

Ни у кого не вызывает сомнения необходимость подготовки к Таинству Крещения. Это продиктовано практикой Церкви, учением святых отцов, решениями Соборов, да и просто здравым смыслом. Священный Синод в качестве необходимого минимума при подготовке к Крещению установил проводить две беседы.

Вместе с тем жизнь очень разнообразна и в простую схему не умещается — на пути проводимой работы встречается масса затруднений, и прежде всего упорное нежелание людей проходить подготовку к Таинству. Чаще всего человек под любым предлогом ищет какой-либо Приход, где возможно участвовать в Крещении без подготовки, просто заплатив некую сумму. Во многих епархиях это преодолевается путем твердого установления одинаковых требований к оглашению на всех Приходах, что в свою очередь сталкивается со следующими затруднениями:

  1. Неумение или нежелание духовенства осуществлять подобную работу; чаще всего это происходит от того, что священник просто не одарен соответствующими способностями.

Нравится нам это или нет, но у нас на самом деле не так много священников, обладающих талантами миссионера, а ведь именно миссионерство требуется. Священник может быть хорошим молитвенником, аскетом, ревностным хранителем традиций благочестия, может быть хорошим духовником и даже хорошим проповедником и при этом плохим миссионером – одно дело говорить поучительную проповедь для прихожан, и совсем другое свидетельствовать о вере перед внешними.

  1. Отсутствие богословски-грамотных мирян, могущих и желающих проводить работу в данном направлении.
  2. Высокая степень миграции населения: будущие крестные и сами родители могут проживать в разных городах.

Эти затруднения особенно остро чувствуются на малочисленных и сельских Приходах, где к тому же велико искушение хоть немного пополнить бюджет Прихода лишней требой, а население разбросано по огромному количеству сел и весей, находящихся вдали от храма.

Все это вкупе создает серьезные проблемы при организации процесса оглашения, делая его малоэффективным. Административными средствами работа может продавливаться, но в этом случае велик риск, что она превратится в формальность и будет положительной только в отчетах.

Чтоб снять остроту проблемы мной, как руководителем отдела образования и катехизации Кинельской Епархии, была разработана методика, призванная повысить эффективность оглашения и облегчить преодоление существующих затруднений. Ее суть заключается в использовании возможностей дистанционного обучения, а это означает опору на самостоятельную работу катехуменов. Но, как выше упоминалось, одним из основных затруднений является нежелание людей готовиться к Крещению; следовательно важно было подготовить качественный контент.

В сети интернет масса полезной информации о Церкви, Ее вероучении и таинствах (например, «Азбука»), но просто дать ссылки с тем чтоб человек самостоятельно искал и перерабатывал необходимые ему сведения означает похоронить идею дистанционного обучения – мало кто станет утруждать себя таким огромным объемом работы, который правильнее проделать за человека, оставив ему только лишь усвоение уже обработанной, взвешенной и хорошо структурированной информации.

К контенту должны быть предъявлены следующие требования:

— Ничего лишнего, но исчерпывающе;

— Контент должен быть целостным;

— Подан не навязчивым, доброжелательным тоном;

— Быть актуальным для катехуменов;

—  Хорошо структурированным.

Для того чтобы удовлетворить этим требованиям я отказался от идеи пошагово разъяснять катехуменам члены Символа Веры – для них актуальность информации, структурированной таким образом, во-первых, не кажется очевидной, а во-вторых, тяжела для восприятия; кроме того есть соблазн увлечься и попытаться дать слишком много информации. Но тем не менее весь контент должен содержать пояснения к Символу Веры. В итоге вся информация была умещена в пять огласительных бесед и структурирована следующим образом:

Первая беседа – вступительная; в первой части содержит в себе сведения об истории огласительной и крещальной практики Церкви, во второй – ответы на вопросы «что такое религия», «откуда мы знаем о Боге» (к вопросу об откровении Божьем), «почему Бог один, а религий много». Основная цель первой беседы – пробудить у катехуменов живой интерес к беседам, развеять возможное негативное отношение к необходимости готовиться к Крещению.

Вторая, третья и четвертая беседы органически связаны между собой и являются по сути одной большой беседой, разбитой на три смысловых части.

Вторая беседа «Священная библейская история» начинается разговором о сотворении мира и человека, о предназначении человека и смысле жизни, а заканчивается ответами на вопросы о Христе – кто такой Иисус Христос, для чего Он пришел, зачем нужно было распятие и почему Воскресение Христово – самое важное событие в истории человечества.

Следующая беседа «Церковь Христова» отвечает на вопрос – как мы можем стать наследниками дела Христова. Разговор идет о том, что такое Церковь, дается и по пунктам разбирается определение Церкви:

Церковь есть от Бога установленное общество людей, которых объединяет православная вера, священноначалие, Закон Божий и Таинства.

В третьей беседе освещаются первые два пункта – православная вера и священноначалие. Именно в этой беседе катехумены знакомятся с Символом Веры, с основными истинами веры и внешним устройством Церкви. Заканчивается беседа разговором о том, без чего Церковь Христова не мыслится и не существует – о Евхаристии.

Четвертая беседа «Христианская нравственность» является прямым продолжением третьей и раскрывает оставшиеся два пункта определения Церкви – Закон Божий и Таинства. Разговор идет о ветхозаветных и новозаветных заповедях, указывается на принципиальную возможность жить в соответствиями с нравственными требованиями евангелия на примере святых и указывается средство получения помощи Божьей на пути жизни во Христе – участие в Таинствах.

Наконец пятая беседа всецело посвящена Таинству Крещения — рассмотрен порядок и смысл его совершения; прокомментированы фрагменты совершения Таинства, раскрыто общее содержание и смысл молитв звучащих во время Таинства и значение его священнодействий.

Логика содержания всех пяти бесед следующая — в начале первой беседы ставится вопрос: для чего креститься? и в конце последней дается четкий ответ на этот вопрос; и по сути все пять бесед пошагово подводят человека к этому ответу.

При подготовке контента содержание бесед многократно рассматривалось на епархиальных советах нашей епархии; замечания и предложения учитывались. Перед публикацией материалы получили рецензии, а в настоящий момент находятся на экспертизе в Синодальном ОРОиК.

Огромное внимание уделялось тому, чтоб материал был интересен, понятен, актуален для катехуменов, доступен и легко усваивался. Главный принцип – ничего лишнего, но максимально исчерпывающе.

Итак, общий контент был готов. Формы подачи материала должны быть разнообразными – книга, для тех кто предпочитает работать с бумажным носителем; DVD-диск, для тех, кто предпочитает телевизор или компьютер. Все это имеет целью с одной стороны способствовать преодолению нежелания людей затруднять себя подготовкой к Крещению, а с другой вооружить духовенство качественными пособиями, с которыми легко и удобно было бы работать даже самому неодаренному священнику.

Следующим шагом стало создание специального сайта,на котором размещена вся информация. Предлагаю вашему вниманию демонстрационный ролик о сайте:

Таким образом на выходе мы получили целый методический комплект, включающий в себя книгу, DVD-диск и специальный сайт.

Наличие сайта, которые просматривается на любых устройствах и предполагает возможность медленного соединение у пользователей, значительно снижает проблему проживания вдали от храма – качественная информация для человека стала существенно доступнее. Аргумент — «крестные живут далеко и не могут приехать на беседы», теперь не работает

Конечно, лучший способ оглашения — непосредственные беседы катехизатора с катехуменами, поскольку явить человеку образ христианина и христианской жизни гораздо лучше, нежели дать теоретические сведения на этот счет. Поэтому в идеале схема оглашения будет такова:

На первой беседе знакомимся с катехуменами за чашкой чая, смотрим вместе с ними первую беседу по DVD из которой они узнают, что такое оглашение и для чего оно нужно, а так же ненавязчиво убеждаются, что ознакомиться с материалами бесед будет не сложно и интересно. Затем разъясняем им порядок оглашения и Крещения на данном Приходе и отвечаем на вопросы. С материалами остальных бесед они знакомятся дома самостоятельно в удобной для них форме, после чего приходят на вторую беседу – заключительную, на которой подводится итог, принимается решение о допуске их к Таинству и выдается Свидетельство об оглашении.

В самом худшем варианте оглашение будет практически полностью дистанционным; останется только непосредственно перед Крещением провести одну беседу, на которой познакомиться с катехуменом, убедиться в том, что он действительно ознакомился с материалами огласительных бесед, и принять решение о допуске его к Таинству.

С целью установления одинаковых требований к оглашению на всех Приходах Епархии под данный методический комплект были разработаны:

  1. Положение об оглашении в приходах Епархии;
  2. Епархиальный, благочиннические и приходские планы работы по организации оглашения;
  3. Шаблоны статей на сайты приходов и в печатные СМИ;
  4. Буклеты, флаеры, визитки, объявления в газеты и на информационные стенды приходов;
  5. Методичка для катехизатора;

На повестке дня стоит подготовка катехизаторов из числа мирян, но подготовка не «вообще», а предметно обучая их работать именно с данным методическим комплектом.

Данная методика в нашей Епархии введена шесть месяцев назад. Конечно, все проблемы решить не удалось, но тем не менее уже имеются самые положительные отзывы и результаты.

За прошедшие месяцы на сайте прошли подготовку порядка 1,5 тысячи человек.

Среди преимуществ данной методики хочется отметить высокую гибкость, которая позволяет решать проблемы оглашения практически в любых сложных ситуациях, сжиматься до одной краткой беседы без существенной потери качества или расширяться до многомесячной и глубокой подготовки, быть адаптированной к уже существующим формам и практикам оглашения или формировать такую практику «с нуля», сразу давая высокие результаты при минимальной подготовке.


00:00 Приветствие
00:45 Обзор возникающих проблем при выстраивании системы оглашения
03:40 Суть методики, призванной снять остроту проблем подготовки к Крещению
05:51 Требования к контенту для самостоятельной подготовки
07:01 Структура готовой информации для оглашения
11:28 Обсуждение контента перед публикацией на епархиальных советах
12:15 Обзор книги и DVD-диска с контентом для самостоятельной подготовки к Крещению
14:05 Демонстрационный ролик о сайте http://voskresnaya.ru/podgotovka-ko-kreshcheniyu
16:40 Возможные формы проведения оглашения
19:15 Материалы для катехизаторов
21:05 Выводы и заключение
22:13 Ответы на вопросы

 

  • Михаил, крестить ребенка мать может и без ведома и согласия отца. Бывали случаи, когда крестили детей втайне от родных. Если отец неверующий, или другой веры, это не значит, что и ребенок должен быть таким же.