Высокомерие, гордость и гордыня, начало грехаКак побороть грех гордыни через познания своей немощи?

Высокомерие, гордость и гордыня, начало греха

Как вылечиться от греха превозношения над другими людьми? Молитва – понятно. Но, как сказать в своей голове, чтобы здесь и сейчас остановить это. То есть, что нужно повернуть, как сделать, как в мозгу прокрутить, чтобы здесь и сейчас остановить это. Как поймать этот момент, распознать его до его появления? Купировать на упреждение.  

Сразу видно, человек озабочен своим духовным состоянием, своей духовной жизнью. Очень внимательно бдит, смотрит, как это сделать. Да, загвоздка во всем этом, знаете какая? Превозношение — это дело такое большое. Оно не только чистое превозношение, оно еще и просто гордыня, мнение о себе. Это тоже превозношение. Правда? И получается вот такая штука. Если ты заметил это в себе, ты скажешь себе: «О, какой я молодец! Я заметил, не то, что другие!». Если ты распознал это до появления, купировав,  на упреждение, тут же идет мысль: «О, какой я классный, справился! Не то, что другие!» Получается, чем больше голов ты этой гидре отрубишь, тем в два раза больше там отрастает новых. Высокомерие, гордость и гордыня, начало грехаЭто образ мифологический, как в борьбе со Змеем Горынычем, когда вместо одной отрубленной головы, вырастало две. И в греческой мифологии такая же штука. Это бесконечный процесс, и чем больше ты сражаешься, тем хуже становится.  Казалось бы, выхода из этого замкнутого круга нет, не вырваться. Но, на самом деле, с Божьей помощью все возможно! Во-первых, время нужно. Сразу, за один раз, проблема не решается. Во-вторых, нужно не побороться с грехом превозношения, это даже не правильно сформулировано. Потому что поборолся и тут же превознесся, что ты поборолся, что ты поборол это все. И все твои труды против тебя и обернутся.

Нужно познать свою немощь. Нужно пойти от противного! Не побороться с превозношением, а познать свою немощь. Познать, кто ты на самом деле. Узнать свою слабость, свою греховность узнать, заглянуть туда, сопоставить себя с другими людьми и увидеть, что они не хуже меня, а в чем-то и лучше! И все, не будет превозношения. А как познать свою немощь? Своя немощь познается путем тщательного выполнения Заповедей Божьих. Чем тщательнее Вы будете стараться выполнять, тем больше Вы  будете осознавать свою немощь, потому что у Вас ничего получаться не будет. Вы будете стараться сделать, а не получается. Изо всех сил будете стараться, а все равно не будет получаться. И вот здесь будет рождаться: «Господи, спаси меня, погибаю!». Как Петр, который говорил Господу: «Если это Ты, повели мне прийти к тебе по воде!». И вышел и пошел, ведь, пошел! Но стал утопать, испугался сильного ветра, волн и стал утопать. И все, конец! Потому что, кто ему поможет в этом состоянии? Здесь же буря, а он от лодки отошел. Даже если бы он не отошел, а был бы около, кто может выхватить из этого бушующего моря, когда огромные волны? И лодку тоже надо по ветру держать, чтобы ее не опрокинуло? Все очень сложно. Человек упал за борт и шансов, что он попадет назад очень не много. А тут он отошел от нее, кто ему поможет? Сам он не в состоянии, его товарищи тоже не помогут. Все: «Спаси меня, погибаю!». Только на Бога упование, только на него. И Господь его вытащил. Понятно, что в своей душе Петр ни коим образом не связал свое спасение с тем, что он справился, что он смог, что он поборол море, что сквозь бурю проплыл к этой лодке, зацепился за нее и т.д. Он явно себе не приписал в заслугу. Это явно Божье — не его. И подвижники благочестия, которых мы почитаем,  которые находятся в святцах, и иконы которых у нас на стенах Храмов расположены. Они достигали такой духовной чистоты именно потому, что познавали свою немощь и через это становились способными воспринять Милость Божью такую, что они могли исцелять, совершать всевозможные чудеса и при том ни чуть не превозноситься. Поэтому что знали свою немощь. Вот  это есть путь. Так что Ваш вопрос не правильно сформулирован: «Как вылечиться от греха самовозношения над людьми». Не нужно лечиться от греха самовозношения, не нужно. Нужно познавать свою немощь, вот что надо делать. А немощь познается путем тщательного выполнения Заповедей Божьих. Попытка тщательно выполнить, тщательно соблюдать, соответствовать евангельскому идеалу, она неизбежно приведет к молитве и к посту, и ко всему. Поэтому человек познает и узнает, что я не могу, я сам не в состоянии. Я бы, может быть, хотел — умом понимаем. Но мое естество выше меня, меня порабощают страсти мои, что они мною владеют, что я кричу: «Господи. Спаси меня!» В этом и молитва, в этом и пост. Это основание.