Главное – искать. Чем больше времени человек не определяется, тем меньше вероятность, что потом он сможет определиться. Поэтому нужно искать – это важно. Мне кажется, что если человек по-настоящему, искренне ищет Бога, то Господь ему обязательно откроется.

Выбор религии

http://kiberpop.podfm.ru/otvet/76/file/podfm_kiberpop_otvet_1.mp3

Фото: Витязь на распутье

В.М.Васнецов «Витязь на распутье»

 Здравствуйте! Очень интересно Ваше мнение по поводу следующей ситуации: родители разной веры, мама — православная, а папа – мусульманин; у них трое взрослых детей, но никто из них не крещён; с одним из сыновей мы собираемся создать семью, я православная и хочу венчаться и крестить детей.

Как ему склониться к той или иной вере, если у него есть желание, однако, он не может определиться, и есть ли в этом необходимость?

Есть изречение «Бог един»; как Вы к этому изречению относитесь?

И последнее: если он выберет мусульманство, как Церковь отнесётся к такому браку?

Хочу сказать, что ситуация, сложившаяся в этой семье, в которой дети уже взрослые, и у них есть действительно реальный выбор – это очень даже положительная. Не об этом ли выборе всё чаще и чаще толкуют: «дети вырастут и самостоятельно выберут религию»?

Причём в этой семье в идеале ситуация обстоит следующим образом: мама – христианка, папа – мусульманин, то есть, идеале все трое детей знают, что такое ислам вообще, каков его дух, каково его учение и чем он живёт. По идее, они должны знать это не понаслышке: у них папа – носитель исламской культуры.

А поскольку мама – христианка, дети тоже знают, что такое христианство, каков его дух, что такое Евангелие, что такое Церковь, чем живёт христианин.

И в идеале они, действительно, могут знать то и другое.

Плохо, когда ни папа, ни мама не являются верующими в полном смысле этого слова, то есть, они номинально верующие, но не исповедуют свою веру и поэтому, может быть, не смогли своим детям передать ни что такое ислам, ни что такое христианство. Следовательно, детям в таком случае приходится выбирать из того, чего они не знают.

Как и на основании чего здесь нужно осуществлять выбор? На что обратить внимание? Прежде всего, нужно искать живого Бога. То есть, дети должны, невзирая на ислам, на христианство, искать Бога. И потом посмотреть: что они нашли в этой жизни, как они Бога познали, и какая из религий более соответствует результатам их поиска. Так, собственно говоря, и выбрать.

В идеале, по моему мнению, это будет христианство. Но если бы вам отвечал мулла, он бы сказал, что это будет ислам.

Насчёт того, есть ли необходимость всё-таки определиться в вере, то, по моему мнению, конечно, есть. Невозможно всё время жить в «подвешенном» состоянии.

Да, в состоянии неопределённости можно жить в течение какого-то времени и на определённом этапе жизни заниматься активными поисками. Но вечно в этом состоянии оставаться нельзя, в конце концов, нужно определиться.

Хорошо, когда человек молод, активен, когда осуществляет такой поиск, но когда тебе стукнет 30, 35, 40 и больше – тогда какой уже поиск?

Главное – искать. Чем больше времени человек не определяется, тем меньше вероятность, что потом он сможет определиться. Поэтому нужно искать – это важно.

Мне кажется, что если человек по-настоящему, искренне ищет Бога, то Господь ему обязательно откроется.

Что касается высказывания «Бог един» – это, конечно, справедливо. Бог, действительно, единый Бог, но вот в чём фокус: это вовсе не означает, что все религии равнозначны между собой, только каждая своим путём идёт к тому же самому Богу.

Дело в том, что Господь – не некая такая мёртвая данность, которую мы изучаем, познаём, к которой стремимся. Он – живой! У Него есть воля, чувства, любовь. У Него есть замысел об этом мире, Он определённым образом к нам относится и у Него есть определённые ожидания в отношении нас.

Поэтому с Его точки зрения, мне кажется, Ему не безразлично, как мы Его воспринимаем. Он хотел бы, чтобы мы Его воспринимали каким-то определённым образом. То есть, в религии всегда выстраиваются отношения диалога между человеком и Богом, и Господь имеет о нас Свой промысел, имеет желание, как мы к Нему должны относиться, как мы Его должны воспринимать.

Если мы адекватно отвечаем желаниям Бога, то, значит, мы на верном пути, а если мы по-своему эту религию как-то искажаем, извращаем, то, извините меня, это уже что-то ненастоящее. Хотя, вроде бы, мы стремимся к тому же Богу, то есть, вроде бы, то же самое, но, на самом деле, здесь мы подстраиваем религию под свои представления, собственные желания, под то, как нам удобнее сделать. Я думаю, что Господь не очень-то приветствует такое наше отношение.

Если ваш жених выберет ислам, то Церковь не сможет благословить ваш брак. Тут уж вам нужно будет самой определяться: захотите вы пожертвовать церковным благословением ради создания семьи именно с этим человеком или не захотите – это уже ваше решение. Наверное, Церкви всё-таки желательно, чтобы вы создали христианскую семью в полном смысле этого слова. Хотя, собственно говоря, ваш супруг является примером того, как дети и в смешанных семьях могут рождаться, воспитываться и вырастать хорошими замечательными людьми. Так что, решать, собственно говоря, вам. Вам с этим потом жить.


Тайминг:

00:00 Вопрос: как выбрать веру человеку, выросшему в смешанном браке

00:55 Идеальная ситуация выбора веры

02:32 Как выбирать веру

03:25 Есть ли необходимость выбирать веру

04:31 Комментарий к мнению, что «Бог един»

06:34 Как относится Церковь к бракам между мусульманами и христианами


Рекомендую записи по схожей теме: Ислам и христианствоБог един во всех религиях, просто у него много имен. Так ли это?, Брак между людьми разной веры

 

  • Андрей Федосов

    Решение Священного Синода РПЦ по проблеме суррогатного материнства: http://www.patriarchia.ru/db/text/3481024.html
    Основы социальной концепции РПЦ (по биоэтике смотрите главу XII): http://www.patriarchia.ru/db/text/141422

    • спасибо, мне почти все понятно..

      • Андрей Федосов

        А почему «почти»? )) Что именно не понятно? 🙂

  • Олег

    Прошу прощения за оффтоп.

    То есть получается, что для православного христианина единственным окончательным критерием в определении позиции по какому-либо вопросу является решение высшей церковной инстанции?

    • Андрей Федосов

      Нет; единственным окончательным критерием в определении позиции по какому-либо вопросу является Сам Господь. Что соответствует Ему, то принимается, что противоречит — отвергается.
      В порядке внешней дисциплины имеются решения Соборов и других органов церковного управления, принимаемых в соответствии со Священным Писанием и Священным Преданием. А если они не соответствуют этому, то отвергаются и они, какими бы авторитетными не были эти органы. Примеров этому в истории очень много; в частности — Эфесский разбойничий собор http://ru.wikipedia.org/wiki/Второй_Эфесский_собор

      P.S. Прошу прощение за долгое молчание — сначала отсутствовал, а затем комп ремонтировал.