Монашеский постриг в монастыре

Монашеский постриг

И потихонечку, потихонечку будет впитывать в себя дух монастырской жизни, поймет как они на все смотрят, как они ко всему относятся (там же в принципе все иначе) и она тоже научиться на вещи смотреть иначе…

http://kiberpop.podfm.ru/trans_2015/88/file/podfm_kiberpop_trans_2015_2015_88.mp3

Трансляция 4 февраля 2015

А есть ли какие-то возрастные критерии в принятии пострига? Вот думаю, муж если разлюбит, жизнь станет немила, самоубийство грех. Хочу в монахи пойти. Один выход, думаю.

Такую милую женщину и разлюбит? Не может быть!

Но если вдруг, действительно, что-то такое произойдет, вы знаете, монахи — это тоже не очень хороший выход. Самоубийство — это однозначно не выход. Это, наоборот, вход во что-то нехорошее. А вот монашество — это не выход.

Знаете, так скажу, в таком крайнем печальном случае, если человек решит, что либо в омут с головой либо в монастырь — то пусть он пойдет в монастырь. Я за. Но никто его в монахи сразу за 5 секунд не пострижет. И кстати, возрастного ценза (верхней планки) нет. Вот нижняя там есть, конечно, отроков там не постригают. Я сейчас точно не могу сказать, со скольких лет постриг благословляют, но шибко молодых не постригают. Но если, например, семинаристы, заканчивающие семинарию, хотят принять сан и монашество принимают, но это как в виде исключения. Именно потому, что он вступает на путь служения церкви. А так я думаю все-таки какой-то возраст должен быть.

А верхней планки нет.

Так вот, никто в монахи сразу не пострижет. Эту женщину в монастыре могут принять, в лучшем случае. Я сейчас опишу, как это в идеале, как это должно быть. В лучшем случае ее примут с душой и любя, примут в монастырь, и поставят ее какое-то послушание нести. Она будет там жить, жить в этом коллективе, в этой атмосфере.

Монастырь как семья на самом деле. Надо понимать очень четко, что для монаха монастырь это такая же семья, как для женатого человека, например, его собственная жена, дети, родители. В общем семья его, его родные. Так вот для монаха монастырь — это такая же семья.

И вот в эту семью монашескую они принимают. Она там будет жить, общаться с монахинями, с послушницами такими же как она, которые может быть дольше или меньше, старенькие, молодые. И потихонечку, потихонечку будет впитывать в себя дух — дух монастырский, дух монастырской жизни, как они на все смотрят, как они ко всему относятся. Там же в принципе все иначе. И она тоже научиться на вещи смотреть иначе.

И через какое-то время она (или он — это неважно, сейчас просто женщина спрашивает, я про женщину и говорю) обретет покой в душе, сможет разобраться в себе и увидеть саму себя такая, как она есть, увидеть себя со всех сторон, рассмотреть свое духовное состояние. И, может быть, в это момент она вдруг увидит, что монашество — это ее. Она может это увидеть, что да, это ее, это ее путь, она там себя нашла. И это будет для нее находкой великой, она будет очень рада. И тогда — да, после этого она действительно может принять постриг и остаться в монастыре и быть среди них всегда.

Но может и случиться такое, что она вдруг поймет, что — нет, монашество это, конечно, здорово, церковная жизнь прекрасна (она в ней наконец-то начала разбираться, она увидела мир глазами церковного человека), но ее место не там, а в другом месте, где-то в миру, в семье и так далее. И она вернется в мир.

И я хочу сказать, что никто ее силой там держать не станет. Как бы жалко ни был. Понимаете, приняв человека в свою семью, потом его отпускать — это, конечно, грустно, жалко; он уже к душе прикипел. Но все-таки они отпустят. Отпустят и будут, возможно, поддерживать добрые отношения, возможно, эта женщина будет потом приезжать или приходить в монастырь на молитвы, общаться и так далее.

Но они (монахи) будут рады, что они сделали то дело, которое Господь им поручил делать. А их задача — молитва за мир и в некотором смысле помощь такая, молитвенная, духовная помощь этому миру. И если к ним пришел человек совершено покалеченный, избитый жизнью, судьбой, а ушел от них здоровым — но это разве не прекрасно! Это же хорошо.

Так что церковь — это врачебница душ человеческих.

 

Правильно ли крестить взрослого человека, если он согласился креститься под давлением родственников?

Нет, неправильно. Это должно быть его желание.

Кстати говоря, когда у нас в России было смутное время… Я сейчас такую вещь сказал! Было бы правильнее спросить, когда у нас в России не было смутного времени…

Ладно, отставим в сторону эти размышления. В то смутное время, в которое жили Борис Годунов, Василий Шуйский, Лжедмитрий (вот это время), так вот, Василий Шуйский стал царем и был помазан. Но смута, смута и, в общем, его скрутили, связали и постригали насильно в монахи. Причем, постригали так, я сейчас не помню, кто-то из архиереев или священника какого-то они вытащили, чтобы он постриг его в монахи, он спрашивал этого Василия Шуйского: «Что, согласен ли ты, обещаешься ли ты вот то-то и то-то делать?».

По идее, постригающийся в монахи человек должен сказать: «Ей, Богу содействующу, честный отче ». Отсюда, кстати, «Ей, Богу» — вот это выражение как с монашеского пострига берется. По-русски сказать «Да, с Божьей помощью».

Так Василий Шуйский на все вопросы орал: «Нет моего согласия! Нет моего согласия!». На все вопросы так отвечал, которые по чину спрашивали. А сзади стояли бояре, которые за него отвечали: «Ей, Богу содействующу, честный отче». В общем, его насильно постригли.

А патриарх Гермоген не признал постриг Василия Шуйского, сказал, что он не пострижен, и на самом деле так царем и остался. А вот тот, кто за него монашеские обеты давал, он на самом деле теперь монах. В общем, был ужасный бардак.

Но, я к чему все это рассказываю? К тому, что когда все успокоилось, Василий Шуйский остался в монастыре. То есть даже не смотря на то, что и патриарх его постриг не признал, и что его постригали со всеми нарушениями, которые только мыслимы (он орал, что нет моего согласия на все). Но, тем не менее окончил свою жизнь монахом.

Так что и здесь, крестился под давлением родственников, ему руки скрутили, повели, а он там «Нет моего согласия», а его батюшка «Крещается раб Божий такой-то» — представил себе картину.

 

Почему некоторые монастыри величают лаврой?

Монастыри разные бывают. По образу жизни в этом монастыре они не однозначны. Бывает общежительный монастырь, бывает пустыня (например Оптина пустынь) — пустынножительный монастырь. А бывают смешанного типа, когда есть там и то, и то, и есть еще отшельники, то есть и затворники там какие-то, которые вообще одни живут отшельниками (один всего человек — отшельничество). Так вот, когда это все вместе — это именуют лаврой, то есть этот монастырь включает в себя все виды монашеского жития.

А вообще родина монашества (у нас сегодня трансляция о монашестве, мы так хорошо прям про монашество поговорили), вообще монашество родилось в Египте.

Египет — это родина монашества, как это не странно сейчас звучит. Потому что мы привыкли к тому, что Египет — это мусульманское государство. Ничего подобного, мусульмане пришли туда потом. Изначально там были христиане. Мусульмане уже там, конечно, очень долго, много столетий в Египте живут и, конечно, они по праву считают Египет исламской страной. Но на самом деле, Египет дал христианскому миру очень много, в том числе и монашество.

Так вот там, где оно зарождалось (в Египте), первый монастырь, я сейчас не помню точно кто, к своему стыду, кстати говоря. Вам, может быть, сейчас кажется, что я такой умник и так много знаю, а вот человек церковный может сказать: «Эх, ты, отец Андрей, таких банальных вещей не знаешь. Стыд какой. А еще КиперПоп…». Но на самом деле, чего не знаю, того не знаю. В общем, кто там первый монастырь организовал, там лавровые деревья росли. Собственно, вот оно и название оттуда «лавра» пошла, от лавровых деревьев, как ни странно.


Вся трансляция:

00:00 Приветствие

00:48 Анонс изменений в трансляциях – будут озвучиваться текущие события личной жизни

02:47 Напряженность первых месяцев года в церковном и моем личном календаре

04:10 Анонс семинара по духовно-нравственному воспитанию детей

11:03 Комментарии к репликам из чата

11:30 Откуда взялся Господь Бог?

12:40 Почему кто-то рождается в семье алкоголика, а кто-то в семье богатого?

15:43 С точки зрения христианства – Аллаха и Будды нет? А Зевс и языческие боги – это выдумки?

17:22 А патриархом может стать женщина или афроамериканец?

19:13 Декрет о свободе совести, отделения Церкви от государства и школы от Церкви

20:00 Комментарий к легализации зоофилии и браках с животными и короткие ответы на реплики из чата

24:38 Чем виноват ребенок если мать сдала его в детский дом, а другой родился у богатых родителей

26:07 Есть ли душа у животных?

26:56 Правда ли что чем больше знаний тем больше спрос?

27:58 Если муж бросит, не лучше ли в монахи пойти?

33:30 Реплики на вопросы из чата

34:21 Благодарность слушателей и комментарий к ним

35:12 Человек создан для рая

36:50 Виктор Цой – бессмертен?

39:26 Зачем Моисей водил евреев по пустыне 40 лет?

42:53 Короткие реплики

43:20 Можно ли крестить «силой»?

46:40 Короткие реплики

46:58 Почему грехопадение человека повлияло на зверей?

50:10 Проблемы с чатом и короткие реплики

54:00 Есть ли у Ангелов душа?

54:35 Почему люди надеются на авось?

55:25 В Буддизме Бог милосерд?

56:38 Почему некоторые монастыри называют «лаврой»?

59:20 Короткие реплики

59:35 По какому основанию Бог «распределяет» души?

01:02:57 Комментарий к отлучению от Церкви Л.Н.Толстого

01:04:05 Борода не растет…

01:05:00 Короткие реплики

01:05:58 Для чего снимают фильмы ужасов?

01:07:20 Короткие реплики

01:09:55 Кому молиться за умерших некрещенных?

01:10:30 Короткие реплики и окончание трансляции