два кривых гвоздяБог прощает нам, если мыкаемся в грехах и подтвердим делом наше покаяние. Почему же мы должны прощать, даже если обидчик не нуждается в нашем прощении, если он не признает свою вину? И что такое прощение?

Трансляция 25 февраля 2015: О прощении

 http://kiberpop.podfm.ru/trans_2015/98/file/podfm_kiberpop_trans_2015_2015_98.mp3

00:30 Бог прощает нам, если мыкаемся в грехах и подтвердим делом наше покаяние. Почему же мы должны прощать, даже если обидчик не нуждается в нашем прощении, если он не признает свою вину? И что такое прощение?

На самом деле вопрос очень серьезный, потому что действительно — а что такое прощение? Что значит простить? Простить — можно рассматривать как отсутствие наказания. Не наказывать — вроде бы тоже простить. То есть вот, скажем, ребенок нашалил, просит у мамы прощение в смысле «не наказывай меня» — это один вариант.

Другой вариант, простить — это значит признать факт исправления. То есть вроде как человек все осознал, действительно, все понял, и раскаивается. Мы можем ему сказать: «Хорошо, мы тебе поверили, что ты действительно больше так не будешь» и приняли это как факт. Это другой вариант.

И третий вариант еще может быть такой, что значит принять человека таким, какой он есть и перестать гневаться на него. То есть факта исправления нет (наказание тут может и быть, не исключаю), но в принципе мы смирились с тем, что этот человек ТАКОЙ и перестали на это обращать внимание — тоже своего рода прощение.

Вот на последнем пункте я хотел бы особо остановиться, потому что на мой взгляд он заслуживает особого внимания.

Почему мы вообще гневаемся, выходим из себя, что-то нас раздражает и мы не хотим прощать человека — обидчика нашего, почему? Потому что он поступил не так, как мы ХОТЕЛИ БЫ. На самом деле здесь имеет место гнев в нашей душе на своего товарища, родственника, коллегу. Гнев, потому что мы-то хотели, чтобы было как-то по-нашему, а он сделал совершенно по-другому.

По сути дела гнев возникает тогда, когда не сбылись наши ожидания, наши желания, наши хотения. И если очень-очень внимательно к каждой конкретной ситуации присмотреться, то можно будет увидеть, какое именно наше желание не сбылось в том или ином случае и почему мы так раздражаемся.

Например, родитель гневается на своего ребенка. Почему он гневается? Потому что он думал, что ребенок его будет поступать так-то и так-то. А он раз — и выдал что-нибудь этакое… Человек сразу взорвался, потому что его собственное желание не было удовлетворено.

Так вот в данном случае, когда мы как бы себе говорим: «Все, ладно, свои желания я откладываю, я понял, что не добьюсь исполнения своих желаний, смирюсь с этим и приму как есть». И дальше уже будем действовать, исходя из этой ситуации. Если это называть прощением (я думаю, вполне можно так назвать), то наверное самое действенное в наших человеческих взаимоотношениях. Потому что когда заканчивается гнев, когда заканчиваются наши «хотелки», которые не сбываются и мы перестаем гневаться, вот тут мы как раз можем спокойно, холодно рассмотреть ситуацию и понять, а что нам нужно сделать для того, чтобы как-то ее улучшить. Может, не исправить, а как-то в лучшую сторону ее подвинуть. И как раз наиболее эффективно получается, когда ты не гневаешься, а спокойно на все смотришь.

А почему мы должны прощать, хотя человек не нуждается в нашем прощении — а это не он нуждается, это мы нуждаемся. Вот это будет правильнее. Человек может не нуждаться, он может не осознавать своей вины действительно, а тот гнев, который нас точит изнутри, нас разрушает и мы нуждаемся в том, чтобы простить, и смириться, и принять.

Кот в сапогах из мультфильма про ШрекаНо опять же, это вовсе не означает, что мы не сделаем соответствующих выводов и вовсе не означает, что мы не будем действовать в соответствии с этими выводами. Иными словами, это вовсе не означает, что если речь идет, например, о ребенке и мы его простим, это вовсе не означает, что мы не накажем его. Господь тоже нас хоть и прощает, но наказывает — прощая наказывает, часто так бывает.

Или, скажем, коллеги по работе, если мы увидели от человека что-то нечто в свой адрес нехорошее, допустим, мы его в душе простили, но вывод уже сделали и с ним никаких задушевных бесед, может быть, не будем вести, зная, что он может нас предать или нехорошо поступить с нами. То есть выводы нужно обязательно делать вне зависимости от того, что простил. Просить — это значит просто принять как факт. Вот что это такое.

Надеюсь, я ответил на ваш вопрос, не запутался сам и вас не запутал.

07:10 Добрый вечер. При прощении обида внутри может остаться?

Наверное, такое бывает. Я знаю такие случаи, некоторые люди очень долго томятся от этой обиды. Но знаете, как это действует? Уже и хотели бы, чтобы ее не было, «вынуть занозу» из души, из сердца, а не получается. Все равно нет-нет — раз, и всплывет в памяти, и как-то в сердце кольнет, и как-то неприятно. Мешает жить заноза такая.

Просят у Бога помощи в этом случае. То есть признавая свою немощь и осознавая, что вот такая обидчивость имеет место, просят у Господа, чтобы Господь очистил сердце от всякой этой обиды. Помогает. Не сразу, наверное, но все-таки.


00:00 Приветствие
00:33 Что такое прощение и зачем его просить?
07:28 Просил семью, а Бог не дает
08:35 Когда освящают куличи?
10:48 На исповеди говорить обо всех грехах?
11:08 Продолжение темы прощения
12:03 Как не грешить словами на подчиненных?
14:06 Что значит «имейте в себе соль» и «вы — соль земли»?
15:55 Сквернословие — сильный грех?
18:09 Рекомендации тем кто начал поститься
20:33 Почему под распятием изображается череп и кости?
21:18 Притча о виноградарях
25:12 Виновал ли Понтий Пилат в смерти Христа?
25:48 Какие молитвы читать на ночь?
26:21 Какие документы нужны для поступления в семинарию?
27:11 Чтение покаянного канона Андрея Критского
28:43 Молитвослов на русском языке
29:33 В чем вина Понтия Пилата?
32:40 Иисус накормил 5000 человек двумя рыбами?
33:12 Почему у молящихся скорбные лица?
34:26 Как относиться к экспериментам над животными?
34:58 Продолжение темы Пилата
35:37 Фильм о поездке в Дивеево
37:22 За основу христианства была взята религия Египта?
38:57 Заповеди «не убий» и «не укради» взяты из книги мертвых?
39:08 Почему евреи по пустыни шли 40 лет?
40:27 Отношение к благодатному огню
41:10 Как поститься если по состоянию здоровья поститься нельзя?
43:00 Отношение к смертной казни
44:02 «Евреи вырезали все народы на своем пути — вот вам и Бог…»
44:34 Современные египтяне
45:32 Что происходит с душой в первые 40 дней?
48:03 Супружеские отношения во время поста
49:20 А есть ли кто-то выше Бога? «Супер-Бог»?
50:10 Иисус приходил к евреям; почему мы должны выполнять то, что предназначено для них?
53:40 Как молиться за умершего некрещенного?
55:50 Продолжение темы прощения
56:32 Продолжение темы: «Иисус приходил только к евреям»
01:01:15 Одни верят что Бог есть, другие в то, что Его нет
01:02:11 О разглашении тайны исповеди
01:05:57 Экзотические имена
01:07:37 Завершение трансляции