найти духовникаКак найти духовника и что такое духовник? Какие отношения должны быть между духовным наставником и его чадом? И для чего нужен такой наставник?

Как найти духовника?

http://kiberpop.podfm.ru/trans_2015/105/file/podfm_kiberpop_trans_2015_2015_105.mp3


Как найти духовника?

(фрагмент трансляции)

Имеет ли право священник в ближайшем к месту жительства приходе запретить (или обязать) что-либо делать? Например, читать некоторые книги. Запретить (или обязать) при беседе с ним или если спросить у него совета? Имеется в виду не рекомендовать что-то делать, а наложить обязательный к исполнению запрет. Или это может сделать только духовник? И чтобы священник стал духовником этого человека, этот человек должен явно дать согласие на это?

 Кто такой «духовник»?

Вопрос касается взаимоотношений между духовником и его духовным чадом, и вообще священником и мирянином в целом.

Я хотел бы сначала пояснить для тех, кто может быть не знает, что в православной церкви (как впрочем и во всех религиях) есть такая практика: учитель передает свой духовный опыт ученику. У кого-то может это называется «гуру», где-то называется как-то по-другому; у нас это называется духовник и духовное чадо.

Для чего нужен духовный наставник?

Какой в этом смысл? Смысл в том, что духовная жизнь очень тонкая штука, и здесь может быть масса ошибок, допущенных человеком, который только вступает в эту духовную жизнь.

Представьте себе: есть Евангелие, которое говорит о том, что человек должен быть совершен, как совершен наш Отец небесный: ударившему тебя в правую щеку, подставь другую; захотевшему с тобой судиться и взять у тебя нижнюю одежду отдай ему и верхнюю; и принудившему тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два; просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. И так далее. Такие вот высокие нравственные нормы — это Евангелие.

И есть реальная жизнь, где очень все неоднозначно. Как сделать так, чтобы одно с другим сочеталось? Как соединить Евангелие и реальную жизнь? Вариантов возможного соединения очень много и здесь могут быть перекосы в различную сторону. Человек может что-то недопонимать, чему-то придать слишком прямое или большое значение — здесь может быть всякое.

И предполагается, что есть человек — духовник (чаще всего это священник, хотя и не обязательно), имеющий определенный духовный опыт. То есть который Евангелие уже как-то в своей жизни реализовал или частично по крайне мере реализовал, или шишек набил на этом пути и может что-то подсказать вновь вступившему на этот путь человеку, как-то его уберечь от ошибок, какие-то советы, какие-то рекомендации дать.

Кто может быть духовником?

Это, подчеркиваю, может делать не только священник. Как правило, это священник, но не обязательно. Например, крестный по отношению к своему крестнику, фактически как духовник: у них в некотором смысле похожие взаимоотношения как у духовника и у духовного чада. Крестные тоже призваны научить своего крестника духовной жизни, подсказать ему, указать путь ему, от чего-то уберечь, как-то присматривать за ним в духовном отношении.

Хотя у нас, конечно, сейчас «крестный» это по большей части формальность, или в лучшем случае ограничивается какими-то знаками внимания — подарками ко дню рождения, например. Есть, конечно, исключения, не спорю, но тем не менее предполагается, что крестные более грамотны в духовной жизни, чем их крестники и поэтому они должны оказывать содействие в духовном становлении крестников.

Может ли священник навязать свою волю?

Что касается непосредственно именно взаимоотношения священника и мирянина, то я хочу сказать, что если священник навязывает мирянину свою волю и вот прям его связывает какими-то абсолютно обязательными к исполнению предписаниями, то это что-то не совсем правильно, это что-то не то.

Священник может это сделать, но только в отношении близкого к нему человека, если ними если возникли безусловно доверительные взаимоотношения. Только тогда он может себе что-то позволить и то очень осторожно. Потому что как и у врача, у священника должно быть всегда в памяти предписание — «не навреди»! Главное, что ты должен сделать — не навредить.

А навредить можно. Потому что если тебе человек безусловно доверяет и твоим мнением руководствуется и ты сейчас возьмешь его и свяжешь чем-то, а вдруг потом это окажется ошибкой? Понятно, что ответственность высочайшая так же как и у врача, в принципе. Только в случае с врачом речь идет о здоровье физическом и, в принципе, вред конечно может быть нанесен колоссальный, даже непоправимый, но тем не менее это все-таки вред всего лишь физический. В случае со священником это вред духовный, который может иметь гораздо более пагубные последствия, чем ошибка врача. Так что здесь очень-очень осторожно.

Как возникают отношения духовника и духовного чада?

Теперь о том как возникают такие взаимоотношения между священником и мирянином. Они возникают не спонтанно, не вдруг. Нет какого-то такого словесного что ли «обговаривания»: давай, мол, мы вот так вот будем относится друг к другу. Вот этого нет. На мой взгляд это нарабатывается, может быть, годами.

Сначала человек, придя в храм, может быть даже из простого любопытства, заинтересовался. Начинает потихонечку посещать этот храм, а там есть разные священники. Он и в другой храм, может быть, и в третий зашел за какое-то время. Как-то так сложилось, что он с одним и тем же священником стал чаще общаться, чем с другими, и как-то стал какому-то из них доверять потихонечку все больше, больше, больше и больше. И взаимно священник узнает этого человека постепенно, все лучше и лучше — он уже с ним знаком, знает особенности его характера, особенности его жизни, что это за человек.

И вот постепенно накапливается такой вот ресурс взаимного знания и доверия. И потом как-то так само собой складываются духовные отношения. Это и есть взаимоотношения духовника и духовного чада.

Еще раз об отношении духовного наставника к своим духовным чадам

Подчеркиваю, что даже в случае уже устоявшихся взаимоотношений и безусловного доверия, священник очень-очень аккуратно должен себя вести. И я, например, предпочитаю давать скорее рекомендации, выражать свое мнение.

Если человек меня спросит, я скажу: «Мне кажется нужно вот так». А так категорически «делай вот так» или «не делай», только в каких-то мелких бытовых, может быть, вещах, которые даже в случае ошибки не повлекут за собой серьезных последствий. Например, человек спросит про молитвенное правило: как в молитвенном правиле как мне быть? что читать? «Хорошо, здесь вот так, а здесь вот так». Я его благословили, он выполняет. И все нормально.

И в случае поста так тоже может быть. Но с постом я стараюсь по-аккуратнее. Я считаю, что не я устанавливал посты, не мне их и отменять. Если человек ко мне обращается и говорит: «Вот у меня сахарный диабет (к примеру) и я не могу содержать по всей строгости телесного поста, как мне быть? Благословите меня на молоко». Я не даю благословение. Я говорю: «Вы уж питайтесь, как сами считаете нужным, возможным, правильным, а потом мы с вами вместе покаемся». Вот так, не разрешаю, не даю такое разрешение. Потому что я не распорядитель этими правилами.

Вот такой ответ. Мне кажется, я ничего не упустил.


Тайминг трансляции:

00:00 Приветствие и первый вопрос: как найти духовника?
12:27 Короткие реплики и вопросы
14:58 Как найти любовь в сердце?
20:37 Обращение друг ко другу в семье
22:25 Бывает ли такое, чтоб в храме не хватало денег?
25:20 Смотрю ли я другие трансляции?
26:16 Звонок в студию: Возвращение к теме «любви в сердце» и жертвенности любви
33:28 Отрицательные поговорки про священников
34:16 Возвращение к теме духовника
34:56 Тема жертвенности в любви: Христос показал пример любви
35:35 Летоисчисление от сотворения мира
36:34 Что такое соборование и что для него нужно?
37:34 И вновь о любви: нужна ли жертвенность?
38:40 Мировые историки не подтвердили факт жизни Христа. Почему?
39:47 Что значит фраза: держи ум свой во аде и не отчаивайся?
41:23 Возращение к теме: Духовник
43:27 Чем пожертвовал Христос? Возвращение к теме любви
45:17 Чем отличается любовь к животным от любви к человеку?
46:37 Короткие ответы
47:45 Почему я транслирую на «развращенном» сайте?
48:58 Монахиня взяла на воспитание девочку, а та на шее жалобу написала. Короткие ответы на разные вопросы
51:43 Можно ли относиться к Причастию как к колдовству?
54:11 О плохих священниках и короткие ответы
59:13 Термин «Психическая энергия»; психология и Церковь
01:06:55 Возвращение к теме о плохих священниках
01:07:47 Библия и Евангелие – синонимы?
01:08:00 Фильм «Ной» и голливудский кинематограф
01:10:00 Запрещается ли священникам курить?
01:10:29 И вновь о плохих священниках – неожиданный ответ
01:13:46 Не суди да не судим будешь
01:16:00 Не хочу замуж без любви
01:17:15 Почему так строго люди относятся к духовенству?
01:19:12 Завершение трансляции


Смотреть предыдущую трансляцию / смотреть следующую трансляцию