Грешники возводят святоеПравославные святыни  создаются несвятыми людьми. Но что значит – святой? Безгрешный и святой – одно и то же? Или святой – значит посвящен Богу?

Святость, созданная грешниками

Как может быть свято то, что сделано руками грешников?

А неважно, может быть, все зависит от того, что вы называете святым. Что такое свято, что такое святыня, допустим, в некотором смысле? Например, храм. Мы говорим: святой храм. В каком смысле он свят? Вообще, святой – это означает выделенный, отделенный для какой-то там божественной цели, для богослужения, для Бога, для Неба. Выделенный из общего этого жизненного круговорота.
Мы занимаемся какими-то делами мирскими, делаем что-то, трудимся. И вот эти предметы, которые мы вокруг себя используем, вот это все-все-все, оно служит каким целям? Оно служит обычно нашим житейским каким-то нуждам. Но если мы нечто выделяем именно для богослужения, отдаляем и говорим: так, вот это отделить – это Богу, это для Бога, все. Вот это оно и есть, – и мы говорим: это святое, потому что это – Богу отдано. Это как бы жертва Богу. Так вот, и жертву Богу приносят грешники. Ну, потому что все люди грешники. И любой, допустим, храм… Мы строим храм. Кто его строит? – Грешники. Мы ведь все грешники, мы все грешники, да. Но мы это строение, этоЕсли отдал Богу - освятилось здание не используем для того, чтобы там какие-то мирские свои дела совершать. А именно этот храм предназначен для того, чтобы там совершалось богослужение. Это – Богу, это, как бы, кусочек на земле, выделено это место. Вот, оно посвящено Богу – все! В этом смысле храм – святой. Точно так же и все предметы, в храме находящиеся или у нас дома находящиеся, – это для Бога все. В этом смысле, да, пожалуйста, хоть ты и сам какой грешник, но, если ты для Бога это отделил, то, тем самым и осветилось. Освящается верба, мед, храм, и так далее, не тем, что человек взял это и сделал, а освящается Богом, Которому это посвящено.