Страх перед исповедью

Страх перед исповедью

Страх перед исповедью

Здравствуйте дорогие друзья! Мне поступил очень интересный вопрос на который бы я хотел ответить. Зачитаю его.

— Хоть я и всегда верила в Бога, но к церкви обратилась не так давно. Сейчас же чувствую особую необходимость в ней в своей духовной жизни. Так уж случилось, что накопила я много, много грехов тяжких, теперь каюсь душевно перед Богом, но вот к батюшке в храм на исповедь очень боюсь идти. Боюсь всего: его взгляда, его слов. Боюсь, что выгонит с церкви или даже отлучит от неё. Меня это очень мучает, пугает и решить, что делать никак не могу, а чувствую, что исповедь, очень нужная ступень к моему духовному осознанию и развитию. Подскажите пожалуйста, как быть. Какова может быть реакция священнослужителя и за что батюшка имеет право поступить со мной так, как уже описала выше о своих опасениях? И всё-таки если не отважусь на исповедь в храме, могу ли я надеется на прощения Отца нашего без этого, только покаянием и молитвами о прощении?

Очень искренний, серьёзный вопрос, в действительности относительно часто приходится отвечать. Часто приходится отвечать на такого рода вопросы, сформулированы только по-другому, но суть та же.

Ну с чего бы начать, во-первых, порадоваться, что вы вообще этим вопросом обеспокоились, вот и это уже ваше состояние духовное, душевное, уже хорошее, уже правильное, уже положительно настроенное, нацеленное. Это уже хорошо, это уже плюс. Вот чувство особой необходимости в церкви, для духовной жизни (я просто зачитываю даже ещё раз): «чувство, что исповедь очень нужная ступенька для духовного роста, для духовной жизни», — вот эти ощущения очень правильные. Страх ваш тоже понятен.

Ну, во-первых, вы ни в коем случае не удивите священника и его не испугаете и его не ошарашите, что бы вы ему не рассказывали на исповеди. И не только потому что он привычен ко всему такому, и каждый день обо всём об этом слышит; нет, хотя это тоже наверно имеет значение. Просто священник смотрит на человека кающегося не так как тот об этом думает; всё-таки совершенно иной взгляд на самом деле.

Кого видит перед собой священник, когда человек приходит на исповедь? Он видит человека, который пришёл принести покаяние Богу, попросить у Бога прощение. Священник понимает, что этому человеку тяжело, что ему страшно, что он делает усилие над собой. И когда он видит, что человек действительно приносит искреннее покаяние, то ничего, кроме уважения, и благоговения перед вот этим чувством или даже перед самим человеком не вызывает. Я думаю у нормального священника только так это срабатывает. Не важно, что человек говорит — каждый может ошибиться, каждый может споткнуться, каждый может натворить дел очень всяких и неприглядных. И священник, если он действительно опытный священник, знает, что и он, на месте этого человека, мог бы поступить точно так же, может быть с ним ещё хуже бы даже было. Поэтому священник никогда не осудит, настоящий, нормальный священник, никогда человека не осудит, никогда человека не упрекнёт, но примет его с любовью. И будет как-то бережно к нему относится, хотя бы только за то, что этот человек набрался смелости подойти именно к нему и через него принести Богу покаяние – это же и доверие к священнику, большое доверие.

Чувство признательности и ощущение, что ты присутствуешь перед чем-то очень высоким, что ты свидетель покаяния, которое человек приносит Богу (человек же кается не перед священником, а перед Богом на самом деле). И человек этот пришёл к Богу и принёс вот эту тяжесть его поступков, а священник становится просто свидетелем этого, ну и здесь происходит некое такое действие, которое можно назвать «камень с души свалился», то есть у человек снимается «камень с души», тяжесть грехов. И это сам человек потом почувствует облегчение, и священник тоже ощущает это и радуется за этого человека, и видит, как Господь милость Свою оказывает над пришедшем человеком. То есть священник ощущает себя присутствующим при совершении чего-то великого, хорошего, очень доброго.

Когда бывает у меня на исповеди такие люди, которые приносят какое-то такое вот покаяние, серьёзные очень, всегда после исповеди чувствую великое облегчение — сам человек ушёл (как мне кажется) очень удовлетворённым, окрылённым, и я, поскольку был свидетелем этого, и тень этого и на меня тоже падает, и я тоже ухожу как будто чище, как будто мне самому легче стало, радостнее как-то, свободнее от всего этого. Ощущение, что ты присутствовал при великом каком-то событии. Потому, что перед Богом каждый человек – это бесценное что-то. За каждого из нас Господь на крест взошёл. Не просто за всё человечество, за каждого в отдельности.

Как бы я мог посоветовать вам поступить в вашей ситуации. Понимаю, что мои слова вас ободрят как-то, но всё-таки не надо терять голову. Я вот посоветовал бы вам, прежде чем пойти к священнику, не бежать сломя голову в первый попавшийся храм, к первому попавшемуся священнику. Я бы посоветовал вам выбрать священника, к которому вы пойдёте на исповедь, присмотреться в течении какого-то времени. Пусть это будет месяц, пусть это будет два, пусть это будет полгода — не важно. Присмотритесь к этому священнику, вы много времени таскали на душе свои вот эти грехи, свои вот эти проблемы и эту тяжесть, ничего, ещё поносите месяц другой, ничего страшного. Главное, чтобы найти такого священника, который вас не обожжёт, каким-то неаккуратным словом или упрёком, не поступит с вами как вот предполагаете, что выгонит из церкви и отлучит, чтобы вот этого не произошло. К сожалению священники тоже люди разные бывают. Даже не говоря о том, что бывают священники плохие — просто даже по складу характера разные. И люди разные все. Есть те, кто и простые, есть те, кто очень образованные, интеллигентные люди. И интеллигенту идти к простому батюшке не очень уместно, потому что для интеллигента важна работа ума, а простой священник действует прямо на сердце как говорится, и здесь может получится неудовлетворение. И наоборот — человек простой придёт к какому-нибудь очень, очень образованному священнику, получит такое длиннющее наставление, которое он не в силах даже понять. Так что уже хотя бы только поэтому нужно присмотреться, выбрать, ну а потому уже идти ничего не боясь, положусь на милость Божью, найти в себе силы.

Ещё знаете, лучше было бы, если бы заранее (если конечно формат позволяет) со священником поговорить на такую тему, что «я бы хотел бы прийти на исповедь, покаяться, у меня там много всего накопилось», чтобы священник смог какое-то время выбрать оптимальное для вас и для него. Потому что часто бывает, что человек во время службы подходит на исповедь, а там уже причастие, там стоит толпа народу огромная, которая ждёт, что священник освободится, а он занят. И он занят исповедью вот этого человек, а все остальные стоят ждут. Там бывает в храмах, где один священник служит. И невольно священник будет чувствовать себя скованно, потому что он ощущает, что в общем то времени мало, он не может уделить достаточно времени, может быть нужно 15-20 минут с этим человеком пообщаться, а он не может себе этого позволить, потому что там толпа людей. Поэтому необходимо выбрать время ещё подходящее, для того чтобы и священник был не обременён, и вы были уверенны, что он вас не будет поторапливать.

Ещё можно знаете, поспрашивать, мнение других людей о священниках: как тот или иной исповедует. В общем проявить здесь осторожность, это бы я вам посоветовал. Но, а что касается «боюсь его взгляда, его слов», то здесь ещё два моментика скажу.

Его взгляда – есть такое негласное правило священнику не смотреть в глаза человеку во время исповеди. И в общем то я всегда стараюсь его придерживаться. Почему? Потому что даже если в этом взгляде будет лучится любовь, человек находящийся на исповеди, просто психологически будет не готов увидеть в этом взгляде любовь, а готов увидеть упрёк. И он увидит не то что есть на самом деле, а то, чего он боится увидит. Это чисто психологически. Так что вы взгляда боитесь, но имейте в виду, даже если вы встретитесь взглядом, вы что-то там увидите, ну хотя бы просто умом понимайте, что это не всегда правда. То есть вы увидите то, что вы боитесь увидеть скорее всего. Хотя может быть и не так. То же самое касается его слов.

Вообще надо бы стараться меньше всего думать о том, что о вас подумает священник; вот об этом стараться менее всего думать, потому что вы никогда не догадаетесь что он на самом деле о вас подумает. Нарисуете какую-то картину, будете боятся фантома, будете боятся того, что о вас подумает другой человек. Но это не просто человек – это священнослужитель, который выполняет определённую функцию в данный момент – он свидетель вашего покаяния перед Богом. И он смотрит совершенно другими глазами, совершенно по-другому всё оценивает.

Мы привыкли к тому, что нам важно составить мнение о нас, чтобы люди имели о нас определённое мнение, чтобы у нас в глазах людей был определённый имидж, которым дорожим и который создаем. Хотим чтобы люди именно нас воспринимали определенным образом. И мы боимся, что этот образ будет разрушен в глазах людей. Фактически здесь идёт некая актерская игра (впрочем, я не говорю, что это плохо — иногда это важно и нужно). И иногда это хорошо, если это правильно делается, используется, но вот в случаях со священником это не работает, а мы продолжаем это делать.

Вы должны воспринимать его – как свидетеля вашего покаяния перед Богом. Отрешитесь, постарайтесь отрешиться от того, что он о вас подумает — вы никогда не догадаетесь, что он о вас подумает и не сможете посмотреть на ситуацию его глазами.

Я бы не советовал вам ходить к молодым священникам на исповедь — просто недостаток опыта у них скажется. Желательно, чтобы он был старше вас, значительно. Хотя бы лет на 15, может быть на 20. Чтобы он вам в отцы (грубо говоря) годился – это будет правильно. Вам будет так спокойнее, и он более опытный человек, даже в чисто житейском плане. Ну конечно если сейчас смотрит это видео человек, которому 60 допустим лет, то трудно найти священника на 20 лет старше. Ну тут уже мне кажется будет не важно, даже если и ему 60 — тоже нормально; потому что когда человек достигает 60-ти летнего возраста, то он вполне зрелый священник, состоявшийся, много лет служащий (если, конечно, он не вчера был рукоположен, потому что и такое тоже бывает).

Ну а что касается «вот если всё-таки не отважусь на исповедь в храме, могу ли надеяться на прощение Отца Небесного только покаянием, молитвами о прощении?» — надеяться всегда можно. Но этот вариант –не вариант, не надо его рассматривать даже. Это не вариант. Ну из моей практики скажу так, что вот за время моей службы (в селе служу и тут не так много ко мне людей ходит), но даже здесь, трудно назвать что-то, чего я не слышал на исповеди. Самое казалось бы ужасное, всё равно это можно услышать. Так что удивить священника – вы никогда не удивите, ничем.

Люди, которые приносили тяжкие грехи отваживались, находили в себе силы и получали успокоение, удовлетворение, какую-то радость, облегчение; повторите просто за ними, зная, что вы не единственная такая, и что всем тяжело. Это как бы держите в уме и — помогай вам Господь.

Исповедь действительно нужна и важна, только подойдите к ней с умом.

Ещё в плане совета. За день, за два, когда Вы будете собираться, вам будет казаться, что Вам много чего нужно и можно сказать. Но я бы Вам посоветовал взять листочек и ручку, и написать всё что вспомните на листочек. Постараться письменно изложить, то, что вы будете говорить. Потому что когда Вы подойдёте и начнёте что-то говорить, Вы станете подбирать слова, и увидите, что у Вас их катастрофически не хватает, что Вы не можете выразить мысль. У Вас будет очень много энергии уходить на поиск слов, на то чтобы сосредоточится, на то, чтобы что-то не забыть. Мандраж будет и тяжело, поэтому записочка в руке будет вам помогать и подкреплять, и если что, вы подсмотрите (это не возбраняется, ни в коем разе). Можете держать её перед собой и туда посматривать, чтобы не забыть. Это будет тоже помогать.

Ну помощи вам Божьей и удачи. Всего хорошего.

Да, чуть не забыл! Богу подробности не нужны — не надо никаких глубоких откровений, всё должно быть чётко, по делу, без всяких излишних подробностей. Ничего не скрывая называть вещи своими именами, но и не углубляться ни в какие детали! Это тоже важно. Человек может испытывать затруднения именно не зная меры (толи больше нужно говорить, толи меньше).

А знаете, за что священник может человека упрекнуть? За две вещи — за то что долго в себе это носил, давно не шёл и за то, что скрывал на исповеди. Молчал, молчал, год, два, на исповедь ходил, но скрывал, ничего не говорил. А потом всё-таки сказал. Вот за это вот можно получить по шее. Вот за то, что СКРЫВАЛ, а не за то, ЧТО скрывал. Потому что не священника обманываешь, а Бога, идя на исповедь.

Ну вот, теперь всё.

  • Ольга

    Получается «безумный *CRAZY* шоппинг» на одной ступени с праздностью, расточительством и привязанности к вещам? Тратится впустую время для «беготни» по магазинам, расточительство ассигнований без пользы себе и другим, так же прослеживается четкий след: излишнее накопительство, так сказать на «черный день», тем самым не доверяя Богу и Его Промыслу, забывая, что завтра можем предстать перед Его судом, а значит и маловерии =)