Страдания человека по вине БогаВ Ветхом Завете — Бог злой и жестокий, он карает, наказывает, уничтожает города и народы. Как объяснить эту жестокость.

Страдания человека по вине Бога

У меня есть знакомый атеист, в спорах он всегда ссылается на жестокость Бога, на страдающих безвинных людей. Я понимаю, зачем эти страдания, но объяснить не могу. Подскажите, как можно на это ответить? Особенно, когда все это происходит в присутствии далеких от веры людей, которые после таких высказываний атеистов впадают в сомнения и потом отрекаются от Бога.

Собака лает, караван идет

Сложно здесь что-то объяснить атеистам, которые такими аргументами выступают и говорят: «Видите, какой Бог жестокий, видите в Ветхом Завете, что написано? Сколько крови лилось. Там Бог это повелел сделать, Моисею сказал: «Бери и вырезай людей». Они пошли и сколько-то тысяч вырезали. Видите, какой жестокий Бог? А вы в него верите». Если они с такими аргументами выступают, то с ними очень сложно спорить, и я объясню – почему. Потому что на самом-то деле, это не аргумент — это просто высокомерие. Страдания людей по вине БогаЭто просто высокомерие, когда человеку хочется выглядеть значительнее в глазах окружающих. Если он вдруг говорит: «Церковь такая, сякая, вера, религия, Библия, мне это все до одного дела нет, я выше всего этого. Смотри, что там написано. Это вы – темнота невежественная, ничего не соображаете, а я уже, я могу, и мне не страшно, я против Бога и против Церкви выступаю, против идеалов Святых. Я выше всего этого». Это просто высокомерие торчит, как иголки, в разные стороны. Поэтому, когда вы начинаете приводить ему аргументы, то ничего не имеет смысла. Он не ищет ответа на вопрос. Он просто хочет, как та Моська, лаять на Слона. Лает, чтобы вы сказали: «Ай, Моська! Знать, она сильна, коль лает на Слона» и дела нет этой Моське до того, что она гавкает на Слона. И что она лает? «Он себе идет вперед и лаю твоего совсем не примечает. Вот то-то мне и духу придает, что я, совсем без драки, могу попасть в большие забияки. Пускай же говорят собаки: «Ай, Моська! знать, она сильна, что лает на Слона!» (И.А. Крылов). Здесь та же ситуация, один в один. Поэтому, что вы этой Моське объясните? Моська не ищет ответа.

Имеющий уши — да услышит

Бывает, конечно, что человек может задать вопрос так: «Я услышал информацию, читал в интернете, что Бог жестокий, вот цитаты, и действительно, я засомневался, смутился. Что тут такое?» Такому человеку еще можно что-то ответить. Что обычно я такому человеку говорю: «Ветхий Завет – это педагог Христов, это детоводитель. Христос со своей проповедью, придя к людям, учил: ударившему тебя в правую щеку подставь другую, «вы слышали, что сказано: око за око, зуб за зуб, а я говорю вам: не противься злому». Это должны были услышать люди. А для того, чтобы они это услышали и восприняли, их нужно было подготовить к этому, потому что их нравственный и духовный уровень был низок, и его еще необходимо было подтягивать на высоту. Им в свое время сказали: «Око за око и зуб за зуб», это тоже было очень высоко тогда. Нам сейчас кажется, что это жестко, справедливо, но жестко. А тогда, в те времена даже этот уровень «Око за око и зуб за зуб» казался верхом милосердия, гуманизма, потому что времена были другие. Менталитет был другой: жестокость была в мире. Вы знаете, что в древности человеческая личность как ценность – не воспринималась. Личность не стоила ничего, она не имела никакого значения. Человек как личность был нулём, прахом, ничем. Значение имело только общество, а человек, как ячейка общества. Имела значение выживаемость общества. Гибель одного или десяти или, может быть, миллионов человек, не имела никакого значения. Как в муравейнике или в пчелином рое. Гибель тысяч муравьев не имеет никакого значения. Муравейник восстановится и будет дальше существовать. Древнее человечество жило таким же образом. Христианство принесло людям идею личности, идею того, что каждая личность ценна пред Богом, неповторима, индивидуальна. Эту идею принесло христианство. До христианства этой идеи не было. Ее сейчас усвоили, и она воспринимается нами как норма. Но в древнем мире было все иначе, и поэтому людей еще нужно было поднимать до уровня проповеди Христа, чтобы они ее поняли. Страдания человека по вине Бога2Я привожу пример: кода Христос сидел и рисовал что-то на песке. К нему привели женщину, взятую в прелюбодеянии, и толпа приходит с камнями: «Мы схватили ее в прелюбодеянии, Моисей повелел таких камнями побивать. И что ты скажешь?». Этот вопрос был с подвохом, потому что Христос – друг мытарям, грешникам и блудницам, с ними водил дружбу, что Он скажет в этой ситуации? Если скажет — побивайте, то Его подставили. Тогда можно всем сказать, что Он с вами ест и пьет, а потом велит вас побивать камнями. А если скажет: нет, нужно проявить милосердие, то мы сейчас Его самого закидаем — против Моисея пошел. В этом был подвох. А Христос сказал: «Кто из вас без греха — первый брось в нее камень». Кесарю — кесарево, божье — богу. Такой ответ заставил заглянуть каждого из них в себя. И толпа стала расходиться, сначала постарше стали уходить, потом помоложе ушли. Я думаю, и может, ошибаюсь, что, если бы то же самое произошло во времена царя Давида, то побили бы, закидали бы камнями и никто не усомнился бы. Это нужно было народ подготовить, чтобы они способны были это воспринять. Евангельская проповедь прозвучала, люди услышали и восприняли. И еще столетие за столетием карабкалось человечество вверх. От рабства отказались, когда стали возникать гуманистические идеи: свобода, личность, равенство мужчин и женщин. Это все с христианство пришло. И выкарабкались до современного уровня, а теперь мы сверху глядим, судим: «Что там творилось в истории, посмотрите, какой Боженька злой был, как это неправильно, плохой был Бог, такого Бога нам не надо». Да вы неблагодарные, вас Господь за уши подтянул! Раз я про Слона и Моську привел басню, басней и закончу. У Крылова есть хорошая басня «Свинья под дубом», точно наизусть не помню. Свинья под дубом наелась желудей досыта, до отвала; наевшись, выспалась под ним; потом, глаза открыла, встала и рылом подрывать у дуба корни стала. «Так это дереву вредит», – ей с ветки Ворон говорит. «Коль корни обнажишь, оно засохнуть может». «А мне то что, пусть сохнет, – говорит Свинья, – ничуть не пожалеют; лишь были б только желуди, ведь я от них жирею». И дуб ей говорит: «Когда бы вверх могла поднять ты рыло, тебе бы видно было, что эти желуди на мне растут». И дальше вывод: «Невежда также в ослепленье бранит науки и ученье, и все ученый труды, не чувствуя, что он вкушает их плоды». Это то же самое, только не про науку, а и про религию. Можно теперь говорить с высоты своего развитого ума или тех идей, которые усвоены человечеством, можно ругать Ветхий Завет и говорить, что жестоко все было, и Библия такая-сякая – не ведая и не чувствуя, что ты вкушаешь плоды того, что хаешь. И можно также сказать: «Так это дереву вредит. Когда ты вверх поднял бы рыло, тебе бы видно было…», но проблема в том, что мало людей, которые могут поднять рыло и оценить, и понять. Вы спросите: «А страдания безвинных людей?» Они страдают – да, ну и что? Бог здесь при чем? Бог не заставляет их страдать. Дети от нас рождаются, мы сами им причиняем страдания. Войну начали – страдают дети, женщины, старики, у людей жизни калечатся, семьи разрушаются. Это Боженька начал? Чего хотите, господа атеисты? Вы хотите после того, как сами люди наворотили дел, сказать: «Куда Боженька смотрит, пусть придет и порядок наведет». Такого никогда не будет, сами кашу заварили, вам и расхлёбывать. А безвинные люди страдают, в том числе, по своим грехам. Недопустимо обвинять Бога в своих грехах: мы наделали дел, а за нас кто-то должен исправлять. Куда смотрит Боженька? – Смотрит, как мы себя поведем в этой ситуации.

Похожие материалы