…в отличии от западных для православных христиан святость — это не то, что дается человеку «бонусом», а это норма — нормальное, изначальное состояние; Господь именно ТАК сотворил человека…

Сотворение человека: часть 2

http://kiberpop.podfm.ru/bibliya_likbez/84/file/podfm_kiberpop_bibliya_likbez_5.mp3

эволюция человека

Доброе время суток, дорогие друзья! С вами КиберПоп и вы смотрите очередной выпуск библейского ликбеза. Сегодня мы с вами продолжим разговор о сотворении человека.

Вообще о сотворении мира и сотворения человека в частности Библия нам рассказывает в первой главе книги Бытия. А во второй сначала подводит  некий итог:

 «Так совершены небо и земля и все воинство их. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой день от всех дел Своих, которые он поделал. И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо Он почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал».

Как бы итог подведен. А потом Библия возвращает нас к сотворению человека и сообщает некоторые подробности:

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душею живою. И насадил Господь Бог рай в Едеме  востоке, и поместил там человека, которого создал».

Итак, прежде всего, обращает на себя внимание, что Господь сотворил человека из прах земного. «И создал Господь Бог человека из праха земного». Что значит «прах земной»? Во-первых, это может быть действительно просто земля. И кстати имя Адам намекает на это. Господь дал имя человеку Адам. Потом в последующем  принято так считать, что имя Адам переводиться как «красная глина». И поэтому может быть действительно просто вот из материи, которая была под рукой, из подручных средств. Но и в химическом составе мы же ничем не отличаемся от того мира, в котором мы существуем. То есть мы состоим их тех же элементов, и питаемся этим миром, мы вкушаем какие-то продукты, опять же выращенные здесь на этой земле, и дышим воздухом, и пьем эту же воду. То есть химически мы соединены, объединены с этим миром в одно целое.

Но это с одной стороны. А с другой стороны, если бы просто Господь сотворил человека из земли, то наверное, так бы и написано было в священном Писании: «И сотворил Господь Бог человека их земли». Но сказано же «из праха земного».

Здесь некая такая тайна, нет четкого ответа, почему именно так сказано, а не по-другому. И, наверное, это возможность для людей науки, для ученых, в общем, заниматься этим вопросом.

Возможно, под прахом земным можно понимать какое-нибудь животное, какое-нибудь существо, если хотите австралопитек, я не знаю, человекообразную обезьяну какую-то. И Господь Бог  мог из нее сотворить человека, «вдунув в лицо его дыхание жизни, и стал человек душой живою». Вот чем мы от животных отличаемся от любых, это тем, что человек — это существо духовное. Вот это вот «вдунул в лицо его дыхание жизни» — это вот эта самая духовность.

И проявляется она тем, что человек ищет всегда чего-то, что выше его, к чему-то высшему стремиться. Мы религиозны по природе по своей и находимся в поисках Бога, даже если этого не осознаем. Человек может даже не подозревать, что он на самом деле Бога ищет. Ему кажется, что он стремится к какому-то совершенству, к идеалу какому-то, ищет какие-то смыслы, ищет что-то, что-то, но на самом деле как говорили мудрые люди, у человека сердце есть дыра размером с Бога и только Богом может ее заполнить. И что бы он не находил, хоть весь мир он захватит, все равно ему будет этого мало, потому что  невозможно, человек ненасытное существо в хорошем смысле слова, кстати говоря. Это прекрасно — человек ищет Бога, вот эта его духовность, она врожденная и в его самой природе. Без этой духовности человек просто не человек, а животное.

Здесь я хотел бы обратить ваше внимание на очень тонкий такой моментик. Существует две точки зрения на вопрос: а вот Господь сотворил человека таким, какой сейчас он есть или Он сотворил его другим, а таким как он сейчас есть, он потом стал?

Я не знаю, как другие религии на этот вопрос отвечают, а вот в христианстве есть западные христиане и восточные христиане, которые по-разному отвечают на этот вопрос. Западные в принципе считают, что мы сегодня живущие ничем не отличаемся в принципе от Адама, ничем не отличаемся. Вот такие как мы сейчас есть, и Адам такой же был.

А вот та одухотворенность, та облагодатсвованность, которая была у Адама, она была дана ему сверху, как некий бонус, как некое что-то еще, что изливается дополнительно. Как на тело одежда одевается, так и благодать божья, она как бы Адама покрывала.

Мне кажется, вот эта идея выражается у западных христиан в их иконографии. Обратите внимание, на западных иконах, когда изображается святой, над нимф изображается как облачко светящееся, такой кружочек, калачик такой над головой. То есть это что-то такое сверху, что дается за заслуги как награда какая-то.

Восточные христиане (а мы, безусловно, восточные, православные христиане — это восточные христиане), мы совершенно иначе смотрим на этот вопрос. Для нас святость это не то что дается бонусом, а это есть нормальное состояние, изначальное состояние. То есть как раз святость — это норма. Господь именно так создал человека, именно так вложил в него эту духовность, вдунул в лицо его дыхание жизни. И под этим дыханием жизни и святость  подразумевается. И это нормально.

А вот то, что мы сейчас какие, это уже отклонение от нормы. Это уже потеря вот той изначальной чистоты, изначальной святости. Отсюда у нас в нашей душе, в нашем менталитете, в нашем сознании постоянный поиск. Поиск чего-то святого, чистого. Мы видим и остро ощущаем свое несовершенство какое-то, свою может быть даже ущербность где-то, свою греховность. Мы это чувствуем. И ищем, какой-то поиск жажды справедливости, чего-то чистого, святого, чего-то, чего-то. А вот этот мир, он во зле лежит вокруг нас и мы вместе с ним тоже.

А западные христиане, то есть вообще люди с запада, которые живут на западе, впитали в себя ту культуру, тот менталитет, то представление о мире, это же все впитывается из мелочей. Так вот западные люди фактически за норму признают состояние греховности, а святость — как бонус. Поэтому у них такая хваленая толерантность западная, которая в нашем сознании вообще лежит за гранью добра и зла, что называется. Воспринимают так: ну, нас такими Господь создал, что же теперь? Мы должны это все понять, принять, смириться и терпеть и жить. Толерантными быть. Нравится тебе не девочки, а мальчики – создавай семью с мальчиком, живите, воспитывайте детей. Мы тоже вас благословим и, пожалуйста, вперед, как говориться, вот видите, какие мы толерантные. Мы признаем, что вот такими вас Господь создал, и тоже это любим и принимаем. Но для нас это неприемлемо.

И последнее, на что хотелось бы обратить сегодня ваше внимание, это на библейскую фразу: «И насадил Господь Бог рай в Эдеме на востоке, и поместил там человека, которого создал».

Рай переводится как сад. Просто сад. Это было какое-то прекрасное место, очевидно очень благоприятное для жизни, комфортное очень. Его местоположение очень туманно, где он находился. По умолчанию считается, что где-то на Ближнем Востоке, в районе Ирана, Ирака, Турции, вот где-то в этих краях.

Правда, сейчас эта земля не очень похожа на рай. Но надо сказать, что за то время, прошедшее с момента сотворения человека, очень много чего изменилось. И климат менялся, и потоп много чего изменил, география менялась. Поэтому, во-первых, могло все очень сильно измениться. Во-вторых, само местоположение, еще раз говорю, достаточно условно. Но обратите внимание, друзья мои, все-таки рай был на Земле.

На этом выпуск библейского ликбеза подошел к концу. Я с вами прощаюсь. В следующий раз мы продолжим и закончим тему сотворения человека, поскольку мы еще про Еву ничего не сказали.

Я с вами прощаюсь. До следующих встреч! Всего доброго!


00:00 Приветствие
00:24 Чтение начала 2 главы книги Бытия
00:55 Сотворение человека из праха земного
01:14 «Прах земной» — это земля?
02:48 «Прах земной» — это животное?
03:14 Человек – духовное существо
04:32 Точки зрения на сотворение человека
06:20 Отношение к святости у восточных христиан
07:44 Истоки западной толерантности
08:55 Где был Рай на земле?
10:11 Заключение