Сотворение человека. Часть 1

…подобие Божие заложено в человеке, как потенциал, который человек призван в себе раскрыть и стать, скажем так, сотворцом самого себя: Господь начинает творить человека, даёт ему возможности, созидает его по образу Своему и предлагает ему выбрать, чтобы он раскрыл себя подобно Богу…

Аудио-версия выпуска: http://kiberpop.podfm.ru/bibliya_likbez/79/file/podfm_kiberpop_bibliya_likbez_4.mp3

Икона Святой Троицы Рублева

Святая Троица. Рублев

Доброго времени суток, дорогие друзья! Вы смотрите библейский ликбез.

Сегодня у нас с вами интереснейшая и очень важная тема – сотворение человека. Вот как о сотворении человека рассказывает первая глава книги Бития:

«И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Бытие 1; 25-28)

Особенность сотворения человека

Первое, на что я хочу обратить ваше внимание: Господь творит человека не так, как всё остальное, которое Он творит просто: «да будет так», «и стало так». Дойдя до человека Бог как бы останавливается, как будто бы задумывается и говорит: «Сотворим человека по образу нашему и по подобию нашему». Он принимает решение. В этих словах уже и ответ на вопрос, почему он останавливается. «Сотворим человека» не просто, а «по образу Нашему, и по подобию Нашему».

Что значит «образ Божий»?

Вопрос: а что значит «по образу Божию»? Означает ли это, что человек имеет внешние черты, схожие с чертами Господа Бога, то есть, голова, руки, ноги, глаза, уши … Вовсе нет. Не внешнее имеется в виду. Имеются в виду внутренние качества, а именно: человек сотворен свободным. Сразу же.

И в самом тексте сказано: «и да владычествуют они над рыбами морскими и птицами небесными». А кто может владычествовать? Понятно, что свободная личность. Не раб, не тот, кто механически выполняет указания, а именно действительно свободная личность. То есть, человек сотворён свободным. Такой свободы нет ни у кого, только у человека.

Ещё это означает, что человек способен любить, обладает даром творчества, у него есть эстетическое чувство, то есть, человек видит прекрасное, может им любоваться.

Что значит «подобие Божие»?

А что такое подобие Божие? Ведь сказано: «Сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему». Подобие – это то же самое, что образ? Нет. Подобие – это когда человек все свои богообразные способности подобно Богу употребляет только во благо. Тогда он не только образ Божий, но ещё и подобен Ему делается.

Предназначение человека

Человек свои свойства, свою свободу может употребить во зло. Человек может любить что-то, что недостойно любви. Человек может творить, как и Господь Творец. Но он может такого натворить! То есть, человек может использовать свои богообразные свойства как во благо, так и во вред. Если человек, подобно Богу, использует свои свойства только во благо, то тогда он потихонечку уподобляется Богу.

Не случайно, когда Господь принимал решение, Он сказал: «Сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему». А когда творил – «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его». Уже не говорится «по подобию». И это не случайно, потому что подобие Божие заложено в человеке, как потенциал, который человек призван в себе раскрыть и стать, скажем так, сотворцом самого себя: Господь начинает творить человека, даёт ему возможности, созидает его по образу Своему и предлагает ему выбрать, чтобы он раскрыл себя подобно Богу.

Человек как владыка мира

Обращают на себя внимание слова Божии: «…и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею…». То есть, человек сотворён как владыка этого мира. А что это означает?

Означает ли это, что мы можем по своему разумению использовать этот мир так, как нам заблагорассудится: поворачивать вспять реки, осушать моря, загрязнять природу? Или здесь о чём-то другом говориться? На мой взгляд, владычество не мыслится без ответственности. Слова «…и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею…» — это слова о великой нашей ответственности за этот мир: каким он будет, что с ним станет, — именно нам он дан в управление. И вообще, будет мир или нет: мы ведь вообще можем его уничтожить, если постараемся.

Ещё эти слова говорят о том, что человеку обязательно нужно мир познавать. Ведь как можно владычествовать тем, чего ты не знаешь? Нужно же узнать, как этот мир устроен, насколько он многообразен, какие в нём процессы протекают, иначе как ты будешь владычествовать? То есть, в этом заключена и ответственность, и необходимость познавать этот мир.

Мне кажется, такая задумка Божия о человеке во многих людях сидит червячком и заставляет их познавать мир. Учёные — очень любознательные люди, которые хотят расширить свои горизонты, стремятся узнать что-то новое. Мне кажется, это заложено в нас именно творцом при создании, иначе как можно управлять этим миром, владычествовать им, если ты его не знаешь.

Овладение миром — задача человека

Ещё человек призван овладеть миром. Что это значит? Представьте себе: Адам и Ева жили в раю, и у них не было ни электричества, ни центрального отопления, ни электричества, воды в кране – ничего не было. Мы сейчас научились всё это делать, добывать: из руды делаем металлы, из которых строим машины, станки, строим дома и пр.. И весь этот технический прогресс стал возможен потому, что мы научились владеть этой землёй.

Основание технического прогресса, движения тоже, наверное, замыслено Богом с самого начала. То есть, владычествовать над миром – это, наверное, ещё и технически его развивать.

Заповедь «плодитесь и размножайтесь»

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их». Видите, как сказано: «по образу Божию сотворил его», а потом «мужчину и женщину сотворил их». На мой взгляд, здесь знак равенства стоит между мужчиной и женщиной, для Бога они равнозначны, не имеют принципиальной разницы. И мужчина, и женщина – это человек.

«И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле». Как видите, ещё одно благословение Божие: «плодитесь и размножайтесь, наполняйте землю и обладайте ею». Можно сказать, хорошая заповедь «плодитесь и размножайтесь», и мы с большим удовольствием это делаем.

Но, на самом деле, это тоже великая ответственность. Ведь «плодиться и размножаться» – это значит иметь детей и, следовательно, отказаться от чего-то своего. Уже не пойдёшь, пивка не попьёшь, не посидишь вечерком, а нужно о ребёночке позаботиться, уделить ему внимание, время, от чего-то отказаться, потому что ребёнок требует от тебя какой-то жертвенности.

Так что плодиться и размножаться – это не значит получать удовольствие, а значит приносить себя в жертву, заботиться о ком-то. Детей может быть и два, и три, очень много, и обо всех нужно заботиться. Это тоже великая ответственность. И это тоже призвание человека, заложенное в него изначально Творцом. Правда, мы его искажаем, и вложенную потребность к размножению исковеркали в пользу получения удовольствия и отказа от ответственности за это.

Призыв Божий — наполняйте землю

И ещё есть указание: «наполняйте землю и обладайте ею». Мы наполнили планету Земля, правда же? Люди живут везде: на всех материках, континентах, островах, на севере, за полярным кругом, в Антарктиде, в пустынях — мы приспособились к жизни везде.

Это тоже изначальный призыв, толчок Божий для людей, чтобы они осваивали территории. На мой взгляд, процесс не завершён. Сейчас идёт речь о том, что, возможно, в будущем какие-то базы будут на Луне, на Марс полетим. А чем это не земля? Да, Марс — это не планета Земля, но это же тоже материя! Мы же говорили с вами о том, что земля в большом смысле слова – это вся материя. Поэтому, когда Господь говорит: «наполняйте землю», то имеются в виду очень широкие горизонты.

Мы поговорили с вами в общих чертах о сотворении человека. Самое главное, что мы должны усвоить, это то, что каждый человек сотворён по образу Божию, то есть, свободным, способным любить, творить, обладающим эстетическим чувством. Человек призван к тому, чтобы раскрыть в себе образ Божий, взойдя от образа Божия к подобию Божию. Ещё мы говорили о том, что на нас, на людей возложена вселенская ответственность за этот мир, потому что мы сотворены как владыки этого мира. Мы должны о нём заботиться, может быть, даже улучшать. Мы призваны познавать этот мир, овладевать этим миром, заботиться друг о друге. «Плодитесь и размножайтесь» — это заповедь заботы друг о друге.

Тема сотворения человека не исчерпана и в следующий раз мы продолжим этот разговор.