тихое мореЕсли тебя ударили по правой щеке,подставь и левую. Что такое на самом деле смирение и кротость. В чем проявляется сила духа. Отстаивание веры православной.

Смирение. Кротость. Исполнить волю Божью.

Кротость и смирение должны присутствовать во всех христианах. Кротостью и смирением многие святые отличались. Но если бы не воинствующие заступники веры православной, что бы с нами было? Ольга, во крещении Елена, Александр Невский и другие святые. А Илья-пророк как был крут к язычникам. Стараюсь в себе пробуждать смирение, но мысли расползаются и уходят. Но если со смирением как-то с Божьей помощью получается, то с кротостью нет. Как себе помочь? Понимаю всю свою греховность, стараюсь исправиться с Божьей помощью, но мысли в постоянном смущении находятся. Что предпринять?

Нужно разобраться в терминах. Предпримите усилия разобраться в терминах – что такое смирение, что такое кротость? Хотя бы эти понятия, что они означают. Как на эти вещи смотрели те или иные подвижники, что они говорили о смирении, как оно проявляется. Оно разноплановое очень, разнообразное, многогранное. Оно может вот так проявляться: ударили в одну щеку, подставь другую. Христос же говорил: «Ударившему тебя в правую щеку подставь другую» (Мф., 5:39). Но когда Самого Христа ударили на суде, что произошло? Когда Его привели, «первосвященник же спросил Иисуса об учениках Его и об учении Его» (Ин.,18:19). А Господь ему говорит: «Я говорил явно миру; Я всегда учил в синагоге и в храме, где всегда Иудеи сходятся, и тайно не говорил ничего» (Ин., 18:20). Христос этой фразой сказал, что ничего тайного, эзотерического Он нигде не оставлял. Его учение абсолютно открытый характер носит. Это так, между прочим. Так вот, как только Он это сказал, один из слуг подошел и ударил Его по щеке. Что сделал Христос? Он не подставил другую, Он сказал: «Если плохо Я произнёс, засвидетельствуй о плохом; если же хорошо, что Меня бьёшь?» (Ин., 18:23). Он его упрекнул.
По-моему, кротость ничего общего не имеет со смирением. По-моему, смирение ничего общего не имеет со слабостью, с забитостью, запуганностью. Смирение – это решимость исполнить Волю Божью. Я эту фразу, по-моему, у Феофана Затворника прочитал, и она мне очень понравилась. Для себя вооружился ею, всегда имею в уме и в виду это свойство смирения – решимость исполнить Волю Божью. Это сильное чувство. Это – решимость, а не какое-то безволие: тебя бьют, а ты: «Ну, ладно, что ж… Давайте дальше». А сильное чувство, решимость! Это уже позитив, динамика. Это движение, внутренняя сила. Решимость исполнить Волю Божью, а Воля Божья бывает всякая. Бывает, ее исполнить непросто. Тот же, например, Илья-пророк. Когда ему Господь говорит: «Иди туда и скажи то». Например, «иди к Иезавели, иди и обличи!» Иезавель — это жена израильского царя Ахава.kp_image
Представьте себе, если бы Вы пошли и сказали, например, нашему премьер-министру в лицо все на камеру, Вас бы, конечно, там не убили. Просто проводили бы. А в те времена пойти к царю и все сказать, обличить – это пойти на верную смерть. Ты сейчас это все скажешь — сверкнет металл и секир-башка! Когда Господь говорит «иди и скажи», то, с одной стороны, Вы говорите, что были ревнители, как Илья-пророк, воинствующие заступники православной веры. Но пойти туда к царю и его обличать… Это постфактум мы знаем, что все хорошо, что хорошо кончается. А Иеремия? Он что-нибудь скажет, так его в яму бросят. Он еще что-нибудь скажет – его палками побьют. И когда уже 25-ый раз его избивали, тогда ему 26-ой раз Господь сказал: «Иди и скажи им опять». Попробуй, пойди и скажи! Вот эта решимость исполнить Волю Божью и есть смирение. Это звучит так: «Господи, меня уже 25 раз били. Ты меня опять посылаешь. Сейчас меня опять побьют». Но идешь и говоришь – это называется смирение. Вам оно кажется воинствующей защитой, горячей, пламенной защитой Православия. Да, в тот момент Дух Святой укреплял его, он что-то смело говорил. Но это же на грани. Тот же Иеремия говорил: «И подумал я: «не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его»; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог» (Иер., 20:9). Это не просто так. Александр Невский, говорите, такой воинствующий защитник?  А посмотрите, какое смирение, какая высота глубокого смирения! Когда он едет к хану на поклон договариваться, умягчать, подарочки везет. С рыцарями сражается до последнего, а с этим – ублажает его, задабривает взятками, подарками. А новгородцы-то, что ему сказали? «Спасибо», что ли? Да они его выгнали! А потом, когда жареным запахло – опять позвали. И он фактически делал то же самое, что и Илья-пророк и другие пророки. Шел и на унижения. Что, не страшно ему было в Орду ехать? Это же фактически на смерть.
Так что, разберитесь с терминами, что за этими терминами стоит. Тогда у Вас все пазлы сложатся. А кротость есть способность понять и простить человека, способность поставить себя на его место, посмотреть на ситуацию его глазами. Понять его и простить – вот что такое кротость.