Пытаюсь вести церковную жизнь, но  все чаще внешние проявления православия вызывают раздражение. Показушное самоуничижение, нелепые одеяния в попытках соблюсти церковный дресс-код, одергивания и замечания во время службы и перечислять можно долго. Может причины подобного «православия головного мозга» в слабой вере? И не в этом ли часть проблем православной церкви?

Показная церковная жизнь

Очень давно хожу в храм, были времена, что даже чуть не поступил в семинарию, но перед вступительными экзаменами отказался и передумал. Ходим с женой в церковь по воскресеньям, причащаюсь минимум раз в месяц. Венчались мы с женой 18 октября того года, т.е. 2015 (сейчас 2016 год). И после венчания, как бы это странно ни звучало, появилось отвращение к православию. Слова Священного Писания как-то резко стали для меня очень скучными, банальными, мне надоедает каждую службу видеть странную толпу людей взглядом в пол и при этом со странным умилением, как у коров в Индии. Этот странный дресс-код – неужели нельзя одеться получше? Молодые девушки и парни одеваются, как пугало. Эти елейности: «Спаси Господи» или «Простите меня великогрешную» перед исповедью. А я даже не знаю, кто это, то есть, когда человек идет на исповедь, он поворачивается, говорит «простите меня» и идет на исповедь. Меня стало как-то раздражать отсутствие определенной логики в церкви. И постоянное самоуничижение, мне неприятно слышать, что мы– самые последние грешники, особенно после того, как посмотришь репортаж про маньяка, который убил 8 человек и съел, а тут «паче всех человек согрешил перед Тобою, Господи». Я все-таки считаю, что здоровое чувство собственного достоинства и гордыня – разные вещи. Мне еще каждую службу кто-то умудряется всякие бредовые замечания делать. «Мытарства Феодоры», все эти духовные романы с миллионным бредовым списком грехов на полках в церкви – это псевдоправославная литература калечит людей. Неужели никому не интересны слова Спасителя о том, что Отец никого не судит, но весь суд отдал Сыну; о том, что Спаситель говорил, чтобы спастись, надо Господа любить, ближнего и «будешь иметь живот вечный». Спаситель же не говорил, что мы полетим к чертям за то, что съели мясо с кровью и за то, что написали архиерея после мирян в поминальной записке. Что втирают эти женщины со свечного ящика неофитам и захожанам– это слушать невозможно. Можно долго рассуждать на эту тему. Самые лучшие моменты моей жизни связаны с церковью, я знаю очень много православных замечательных и адекватных людей, но все же это единицы среди зомби ПГМ (православие головного мозга; это такой «медицинский термин») Я стараюсь любить Бога и знать Его лично, и Господь меня в этом никогда не разочаровывает. Я люблю молиться Господу и святым, и они меня не оставляют, в глубине души я знаю, что много грешу, и что мне, по сути ,думаю,  дорога в ад, но все же самая сокровенная надежда моей жизни, что Бог помилует, и даст почетную отставку. Я понимаю, что в храм ходят не к людям, а к Богу. В последнее время я не могу находиться на Литургии, у меня просто дикое отвращение. Пока жена в храме, я где-то гуляю  или сижу в кафе. Что можете посоветовать, отец Андрей?

Попытки быть верующими людьми

Я когда первый раз прочитал, подумал: «А ведь у меня те же проблемы почти!» Ну, может, не до такой степени, конечно, чтоб там отвращение к Священному Писанию. Разница только лишь в том, что я не могу где-то погулять или в кафе посидеть, пока у меня жена в храме, потому что без меня не начнут. Ну, нет, конечно, это я так, сгустил краски немножко, разрядить обстановку. Меня спасает то, что я служу в селе. В этом есть свой плюс, потому что прихожане здесь – это люди, которых я давно знаю, мы много лет с ними молимся вместе, и много чего пережили вместе, в общем, это духовная такая семья. И прихожан не так много, все на виду и, в основном, это пожилые люди, так что многие вещи не стоят остро здесь на приходе, о которых описывает автор вопроса. Но когда я бываю в городах,  я такое вижу, Вы знаете, да.  Я ж тоже не слепой,  я все это вижу, замечаю,  да.

Что я могу Вам сказать? Что я могу Вам сказать по этому поводу? Веры нет. И за отсутствием таковой мы пытаемся в неё играть, пытаемся быть верующими, но не получается, она никак не ухватывается, потому что верующих-то очень мало людей на самом деле. Вера ни в каких-то внешних способах поведения, в словах, вот в этих, вот, какие Вас раздражают, «елейности», не в словах, не во внешнем виде, не в одежде; она не в том, как человек ходит, смотрит себе под ноги, на небо пялится, не в этом. К иконам он, как молится-не молится, как он в храм ходит – не в этом вера. Она где-то внутри человека, в его сердце, в его душе. Понимаете? И это можно перенять, по большому счету, только от кого-то, от верующего человека. Модель поведения, пожалуйста, это мы сколько угодно можем скопировать, с кого угодно. Но от того, что ты внешне стал себя так вести, это не значит, что у тебя в душе появилось зерно истинной подлинной веры. И это беда, беда многих тысяч людей, потому что храмы наводнились людьми, а с кого брать пример? Где тот человек, с которого взять правило веры, образ кротости? Покажите, с кого пример-то взять? Да не с кого! Нет, народу полно, ну и берут с того, кто вокруг, и вот в итоге получается, что все это превращается в напускное очень часто.

Почему Вас это раздражает? Потому что это все очень сильно смахивает на театр, на какую-то большую-большую пьесу, где у каждого свои роли: у священника своя роль, у дьякона – своя,хор свою партию исполняет, прихожане – свою. Захожане приходят и от всего этого дуреют, за свечным ящиком которые стоят, они свою функцию выполняют – в общем, все на своих ролях, всё работает, как отлаженный механизм, и вроде бы всё, как будто, по-настоящему. Но при этом человека, который, например, просто с улицы зашел, смотрящего на все это, не покидает ощущение, что он куда-то попал, что что-то странное здесь происходит, что-то не то. Это Вы не чувствуете подлинности веры – здесь игра, и всё. Всё делается правильно: поворачиваются через нужное плечо, движения рук и ног и все-все-все, все делается правильно, но при этом все равно ощущение, что это все равно игра, потому что подлинной глубинной веры там нет.

Духовное обнищание

И это не вина людей, это проблема этих людей, это их беда. Они ищут, они хотят, но не с кого взять, не от кого напитаться. И взять – это что, значит повторить его слова, его движения?Нет. Опять же это будет внешность. Это нужно пропитаться духом, это нарабатывается годами, это так просто не берется. И, к сожалению, подлинной глубинной веры очень мало. Она есть, потому что не стоит село без праведника,тем более, город и приход. Все-таки есть там, есть светочи, люди, которые вот собирают, аккумулируют, как светлячки, привлекают к себе, их очень мало. К сожалению, эта ситуация будет еще какое-то время длиться, и, дай Бог, чтобы сейчас без каких-то катаклизмов и потрясений, чтобы, не дай Бог, ничего такого не произошло. Тогда, может быть, со временем вернется что-то, Господь кого-то воздвигнет, коснется одного сердца, другого, десятого, сотого, тысячного и так далее.Т о есть, потихонечку будет и благодатью прирастать, и благочестием, и верой подлинной будет потихонечку прирастать, конечно, а по-другому не бывает. И не бывает вдруг и сразу, и других способов нет, все вот так происходит, ничего не сделаешь. И здесь просто время «яко обнищахом зело»– духовно мы обнищали. Обнищали. Духовная нищета сейчас у нас, полная. Это не то, что «блажены нищие духом», о чем Христос говорил в Нагорной проповеди, нет, это обнищали верой. Все у нас в золоте, все у нас в парче, хоры поют замечательно, придраться не к чему, просто шикарно все, но все это нужно еще наполнить духом. А пока все это лоск и внешний блеск. Вы просто все это стали чувствовать остро и всё.

Почему у Вас «слова Священного Писания как-то резко стали для меня очень скучными, банальными»?

Вот это вот странно, действительно, это у Вас за компанию искушение какое-то идет плюс ко всему. Потому что понятно, «легко быть верующим в толпе»: все такие правильные и благочестивые. Ты с ними заодно, так сказать, пристроился в общий мейнстрим, и пошел. Все – туда, и я туда, как баран. А быть вопреки, когда что-то не то, а ты вот будь, попробуй, давай сам – это трудно. На что опираться? На Священное Писание, оно должно быть все равно, кажется банальным это Ваше искушение. То, что Вы видите вокруг – Вы просто стали подмечать эти вещи, и Вас это стало раздражать.

Возьми крест свой, и следуй за Мною

Кстати говоря, не все так трагично, потому что, коль Вам слова Священного Писания кажутся какими-то банальными, значит у Вас и все остальное, как Вы пишете, тоже приобрело сгущенный характер. То, о чем Вы пишете, проблема-то есть. И я это вижу, и другие священники, мы все это видим – люди не глупые. Но все-таки у Вас это все в сгущенном варианте получается. Вот так. Так, что на самом деле, не все так скверно, не всё так плохо. Хотя, я с Вами согласен. Да, веры прямо мало и «обнищахом зело». Помоги нам, Спасе наш!

Ну, и, кстати говоря, раз Вы стали все это замечать, видеть и подмечать, не является ли это для Вас сигналом Божьим, даже призывом к тому, чтобы Вы не в кафе спрятались и погуляли где-то в парке, подождали, пока жена придет, а чтобы Вы от всего так абстрагировались, встали и пошли. Вы сами будьте, пусть там вокруг, не знаю, что происходит, хоть языческие оргии, а Вы будьте подлинным, настоящим православным христианином. Что Вам мешает – собственная слабость в вере? Ну, тогда других не упрекайте за их слабости. Может быть, кстати говоря, кого Вы упрекаете, они, может быть, тоже все это видят, но в кафе не спрятались, и в парк не ушли. Люди не глупые, они видят, они чувствуют, они понимают.

Вы можете посмотреть под этим видео комментарии. Почитайте, не сразу же, как будет опубликовано, а так, через некоторое время. Я уверен, что многое количество людей скажут: «Да, эти проблемы есть, но все равно мы стараемся, мы пытаемся». Вот и Вы тоже старайтесь и пытайтесь. Что я могу посоветовать? Не поддаваться тому искушению, которое у Вас есть. Оно есть Ваше именно искушение, потому что Вам стало казаться, что «слова Священного Писания кажутся какими-то банальными», и все стало приобретать какой-то искаженный вид, у Вас – искушение, свое собственное.

Да, проблема есть, но тому, который у Вас в душе, Вы ему противостоять должны, заставлять себя где-то, понуждать, помнить, что Царствие Божье силой берется и употребляющего силой, потребляет его. А то, что вокруг храма бывает аккумулируются люди и с психическими отклонениями, и в пограничных состояниях, то это к сожалению, а, может, не к сожалению,но это нормально, потому что куда им еще пойти, куда? Храм – это врачебница душ человеческих,куда им еще идти? Они правильно пришли. Конечно, в храме не должны быть только такие люди. Потому что в храме должно быть много нормальных, хороших искренних благочестивых людей. И тогда вот эти бедолаги с нас, нормальных, возьмут пример, может быть, и как-то под нас будут тихонечко выстраиваться. А когда в храме только одни такие остались,то туда, когда нормальные попадают, становятся на них похожими. Надо противостоять этому делу, а как иначе. Не сидеть ждать в кафе, когда за Вас кто-то сделает, пока придут люди, и намолят, и накопят тот дух, а потом Вы к ним присоединитесь, и скажете: «А, ну всё, теперь классно, да, теперь всё, я чувствую, все нормально». Не-не-не, Вы тоже к этому призваны. Помогай Господь!


05:07 Особенности прихода в селе
06:10 Попытки играть в верующих
09:53 Где взять пример подлинной веры?
11:40 Духовное обнищание
12:38 Искушение: Быть верующим вопреки
14:16 Все ли видят проблемы?
15:01 Призыв: Быть верующим вопреки