монах и бусОбязательно ли быть верующим человеком? Не достаточно ли не делать зла, жить правильно и честно?

Обязательно быть верующим человеком или достаточно не делать зла?

Да, но это Вы очень размыто говорите. Не делать зла… Но что такое зло? Знаете, сейчас я попробую какой-нибудь примерчик подобрать, чтобы было понятно. Не знаю, ничего не лежит у меня на поверхности. Ну, например, отец наказал своего ребёнка. С точки зрения ребёнка, ему причинили какой-то ущерб. Наказание – это добро или зло? В каком-то смысле это добро, если оно было хорошо и грамотно сделано. Но не всегда же получается этому отцу соразмерить степень наказания.Нужно наказывать своего ребёнка или не нужно? Как его нужно наказать и как его не нужно наказывать, какова степень этого наказания? Такое употребить наказание или другое, третье или пятое, или десятое в определенный момент? Вот, отец занимается воспитанием… Но как это все определить? Вот, он как-то наказал, а потом, через какое-то время, он вдруг осознал, что не надо было так наказывать. Нужно было по-другому совершенно, и тогда он был не прав. Разве не бывает так? В тот момент ему казалось, что сделал хорошо, а потом осознал, что сделал плохо. Так, где же добро и зло? Что значит «не делать зла»? Это рассуждение на плохой хороший человекуровне «ни о чём». Потому, что если мы с Вами не определимся чётко, что есть добро, а что есть зло, что есть благо, а что есть вред, мы ни к чему не придём. Эти понятия нужно чётко развести, и тогда уже можно будет говорить.

Но я вам должен сказать, что история знает очень много порядочных людей, которые слова плохого никому не скажут, никогда не украдут, никого не ударят. Боже упаси! Ничего скверного они не скажут, порядочные люди, но при этом изрядные мерзавцы. Разве Вы исключаете, что такое есть? Он, может быть, сволочь последняя в душе, гадкий такой, но формально ты к нему ничего не предъявишь. Сколько угодно таких случаев. Так, что такое быть хорошим человеком? Если кто-то не ворует, не убивает, жене не изменяет –  это хороший человек? А зависть? Может, он завидует очень сильно, зелёной завистью? Это что? Это хорошо или плохо?

Плохой хороший человек

Таким образом, если немножко вникнуть в эти понятия, то становится ясно, что не всё так однозначно, не всё так просто. Всё гораздо интереснее. Церковь, христианство не призывают человека быть хорошим. Это не наша цель. Они призывают человека быть святым. Вот цель христианства. А хороший человек, по меркам современным и земным,–понятие очень размытое, и его можно повернуть и так, и эдак. Пожалуйста: Христа распяли самые праведные люди, самые хорошие. Открываете Евангелие, читаете и видите: люди, которые никого не убивали, не врали, не воровали, ничего порочного не делали, искренне верили, что защищают свои устои, правду, благочестие, именно они кричали:«Распни! Распни Его!». Именно эти люди! добро и злоИ Господь Иисус Христос в Евангелии обличал их лицемерие, говорил, что они внешнее только соблюдают, а внутри исполнены лукавства, коварства и неправды. Подобно гробам покрашенным, могилам, которые сверху красивы, а внутри полны всяких нечистот. Открывайте Евангелие, читайте, пожалуйста. Это главный конфликт, приведший к распятию Христа. Это конфликт между людьми, хорошими внешне, хвалящимися своей хорошестью, и людьми, твердившими, что не это главное, главное – быть духовным, быть святым. Вот он, конфликт Евангельской истории.

Верующие атеисты

Если есть ад и рай, то в рай атеисты принципиально не попадают?

Нет, я бы не сказал так однозначно. Наверное, у атеистов есть какие-то причины для атеизма. Атеисты – люди, отрицающие что-то. А что они отрицают? Тоже интересно посмотреть. Потому, что многие атеисты говорят: «Я в Бога не верю. Да. Бога нет, конечно же. И церковь – это ерунда. Но есть что-то такое, высший разум, какая-то энергия такая есть». Вот его слушаешь и говоришь: «Ну, так и я точно также верю». Понимаете, он называет себя атеистом, но ещё не факт, что он атеист. Может, он в того Бога и верит, в которого верю я. Просто он думает, что я верю в деда мороза на облаках, и говорит: «Я в твоего Бога не верю». Ну, так и я тоже в него не верю.

Я как-то рассказывал удачный момент, когда меня спросили: «А если бы Вам человек сказал, что он в Бога не верит, чтобы Вы ему ответили?» Я говорю, что ответил бы ему, что в того Бога, в которого он не верит, я тоже не верю. Задумались так. Вроде бы складно всё, а что это означает – не понятно. Если человек не верит в Бога, то он отрицает какого-то определенного Бога. А какого? Что он об этом знает? Что он знает о моей вере, о том, во что я верю? Он отрицает не мою веру. Он отрицает свои представления о ней и поэтому говорит,  что он атеист. Может, он ещё более верующий, чем другие. Может и так быть. То, что себя человек атеистом назвал, это ещё абсолютно ни о чём не говорит. Тут надо смотреть, разбираться, вникать, и даже тогда мы не сможем сказать,что он попадётили не попадёт в рай, потому что мы эти вопросы не решаем. И сам я там не был, поэтому не могу сказать. Я знаю, что Господь никому не хочет погибели. Даже самому последнему негодяю Господь погибели не хочет и предоставляет ему все возможности, чтобы он наследовал Царство Божие.

А вообще, если Вас так интересует эта тема, Вы или послушайте (в Интернете есть МР3) или почитайте рассказ Льюиса, который называется «Расторжение брака». Там написано как раз про ад и рай. Очень интересно.Там описано именно то, о чём Вы меня спрашиваете. Описаны и порядочные, хорошие люди. Там вот это всё есть. Причём Льюис так мастерски, красиво рассуждает и описывает всё. Здорово! Не пожалеете, если прочитаете.

В наше время святым жить не получится, иначе умрёшь.

Неправда. В наше время… Это не только наше время. Всегда такое время было. Это мы себя убаюкиваем рассуждением о том, что наше время вот такое тяжелое и якобы в другие времена было по-другому. Ничего подобного! В другие времена было тоже самое. Не было машин, не было самолётов, не было компьютеров, не было сотовых телефонов, а грехи были те же самые, люди были те же самые, пороки, страсти были те же самые – всё было тоже самое. Поэтому рассуждение о том, что в наше время сложно быть святым, неправильно. Нет! Сложно было во все времена. И иллюстрацией к этому служит то, что в любом храме, куда бы Вы не пришли, Вы увидите множество икон святых мучеников. А если они святые мученики, что же их замучили? Что их замучили-то? Да Сам распятый Христос — это символ христианской веры. Распятие Христово почему произошло? А потому, что мир во зле одинаковые временалежит, и он Господа отверг. Если он Бога отверг, то он точно отвергнет всех тех, кто идёт за Богом следом. Разве нет? Как Господь говорил: «Если Меня изгнали, то и вас изгонят. Если слово Моё соблюдают, то и ваше будут соблюдать». Это Он своим ученикам, апостолам, говорил. Нет ученика больше, чем учитель. Если Господа распяли, то и нас распнут. Однозначно. Без вариантов. Поэтому наши времена тяжкие, но они всегда такими были и всегда такими будут. И не стоит думать, что мы живём в какие-то особо тяжёлые времена. Ничего подобного. Для духовной жизни наше время точно такое же, как и всегда.

Даже больше можно сказать. Во время оно, допустим, 200 лет назад, благочестивой верующей женщине нужно было в воскресенье сходить в храм. Но у неё не было газа, не было водопровода, не было горячей воды. Ей нужно было дровами истопить печку, чтобы сварить кашу. При лучине она что-то шила, вышивала, занималась каким-то трудом. Представьте себе, какой объём работы должна была эта женщина выполнять, содержа свой дом. И ей ещё нужно было уделить время для Бога. А сейчас у нас стоит стиральная машинка автомат. У нас есть электричество, газ. Зажёг – всё включилось. Посуду моем горячей водой. Ну, что? Ну, некогда нам в церковь ходить, конечно. А 200 лет назад было время? Кому легче: тем людям или нам? Вопрос на засыпку!

Мы сейчас в бытовом отношении живем гораздо удобнее, комфортнее и приятнее. Можно сесть на троллейбус и доехать до храма, если человек живёт в городе. А во время оно ходили пешочком! И дорог не было, ходили по грязи.Даже в самом городе было грязно.  А разве те люди были другими? Они были такими же, как мы! Пахали на лошадочке, жали в полях, занимались делом и про Бога не забывали. Когда всё успевали? У нас есть все условия, а нет ни времени, ни сил, как в мультфильме про Простоквашино: «Мне еле-еле времени хватает телевизор смотреть». Отличный мультик. Так что, сейчас у нас есть все возможности, но мы их не используем.


00:01 Не делать зло? Про относительность зла
02:33 Нужно определиться с понятиями: что такое хорошо и что такое плохо
04:31 Христа распяли хорошие люди. Внешне… Очень хорошие…
06:00 Атеисты в рай не попадают?
06:24 В какого Бога не верят атеисты? Сам Бога придумал — сам в него не верит?
08:36 Почитайте «Расторжение брака» Льюиса.