Фрагмент трансляции от 09 июля 2014


Содержание:

01:01:07 — Не люблю посредников между Богом и человеком. Священник сейчас по большей части бизнесмен, с золотым крестом, а дети голодают.

— Да, я тоже не люблю. Это ужасно. Когда священник становится посредником – это не очень правильно. Он должен быть не посредником, а скорее старшим товарищем, более опытным в духовных делах и готовый подсказать, помочь чем-то, но человек должен сам к Богу идти. Священник не должен становиться между Богом и человеком.

Есть такое сравнение — священник подобен окну в другой мир. Человек на него смотрит, но на самом деле человек должен смотреть не на него, а сквозь него. Мы же не рассматриваем стекло, когда смотрим в окно? Мы смотрим на тот мир, который находится за стеклом. Чем стекло чище, тем меньше искажается тот мир, который за стеклом. Если стекло совсем в грязи, то мы этот мир не видим, а видим само стекло. Оно нас уже раздражает. Зачем оно нам такое нужно? Оно должно быть чистым, прозрачным. Чем меньше его видно, тем лучше.

Так вот священник как раз не должен загораживать собой «того» мира, не должен служить «прослойкой» между человеком и Богом. Он должен быть совершенно прозрачным и человек сам должен идти к Богу. А священник, как человек, ведущий непосредственно церковный образ жизни, и вследствии этого считающийся более духовно-опытным, должен просто немного помогать. Хотя если взять молодого священника после семинарии и воцерковленного мирянина лет сорока, то ещё не ясно кто из них духовно опытней — тот, который только из семинарии вышел или тот, который всю жизнь Бога молил. Конечно, такой мирянин, скорее всего, может подсказать молодому священнику и направить, где-то подправить и показать образ кротости и святости, а не священник ему. Это совершенно понятно. Но если брать среднее арифметическое, как в идеале должно быть, то священник – это как старший товарищ. Это человек, который идёт впереди, прошёл этот путь, что-то там сам познал. Он берёт человека за руку и помогает пройти тем же путём. Но человек должен сам идти. В какие-то моменты священник может ему подсказать, помочь, а дальше человек сам должен идти. Вот и всё.

Но я понимаю, ваш вопрос был провокационный на самом деле. Это чувствуется в словах, и в формулировке. Это безапелляционное утверждение, а не вопрос, и это ощущается. Но всё равно я воспользовался вашей позицией, чтобы высказаться по этому поводу.