Фрагмент трансляции от 09 июля 2014


Содержание:

00:55:26 — Православный имеет право служить в Турецкой армии, давать присягу или, скажем, служить в украинской армии против Новороссии

— Это вопрос что ли? Православный имеет право служить в армии того государства, в котором он живёт. Вот если он живёт в Турции и он православный, и при этом правительство согласно принять его в армию, и он идёт служить, присягает на верность Турецкому народу, то пусть служит. Пусть защищает. Ничего такого в этом нет.

Очень интересен в этом отношении опыт святителя Николая японского. Это наш русский святитель, который закончив семинарию возимел желание отправиться на миссию куда-нибудь проповедовать.  Он хотел поехать в Китай, в Японию. Его направили священником в посольство России, которое находится в Японии. И там он начал мессионерствовать — проповедовать японцам христианство. Дело пошло хорошо. Видимо призвание у него Божье было к этому делу. Он изучил японский язык и начал переводить на японский язык Евангелие, молитвы. Дело у него стало продвигаться хорошо.

Мне запал в душу один рассказ из его жизни. К нему приходил один самурай (на дворе XIX век) в кимоно с мечами и попросил его рассказать, что он проповедует. Николай Японский ему рассказывал. Самурай послушал и ушёл. Потом ещё пришёл. Вот так он ходил, ходил и потом принял крещение. Потом самурай стал его помощником и признался Николаю, что вообще приходил его убивать, потому что его (самурая) наняли, как нинзю, чтобы он убил этого русского проповедника. Потому что многие японцы стали тянуться к христианству, а Япония пыталась свою самобытность сохранить и христианство воспринималось как агрессия. Самурая наняли какие-то влиятельные люди, чтобы он убил священника, а самурай решил подойти с умом к этому делу и решил сначала поговорить. Потом сказал, что ещё придёт, ещё придёт и так далее. Каждый раз самурай мог в любой момент выхватить свой меч и отрубить ему голову. Потом этот японец принял сан, стал священником. Николай Японский тоже был священником на тот момент, но потом вернулся в Россию. Его рукоположили в епископы и вернули в Японию уже как руководителя духовной миссии. Там, в Японии, открылась Епархия. Он стал рукополагать из местных людей священников, и всё там стало налаживаться, приобретать всё больший и больший размах. Японская православная церковь до сих пор существует и достаточно успешно.

Русско-японская война застала святителя Николая за его деятельностью в Японии. Русско-японская война 1905 года, если кто не знает — это когда мы проиграли в пух и прах. Наш флот разбомбили и утопили. Тогда японцы-христиане обратились к нему в недоумении: они спрашивали, как им быть. За кого молиться? За победу чьего оружия молиться? Потому что их епископ и миссионер, который им принёс христианство – был русский и подданный Российской Империи. А они-то японцы и подданные японского императора. Как тут быть? Пастор – подданный Российского императора, а паства – подданные Японского императора. Он им сказал, что молитесь за победу вашего оружия. Вы же японцы. Это ваша родина, ваша страна. Молитесь, чтобы Господь даровал вам победу. А я буду молиться о своём. Он ушёл в затвор и не вёл никакую пропаганду, а японцы молились о победе японского императора над Россией. Это христианское отношение. Оно правильное. Поэтому и говорят: «Там где родился, там и пригодился».