Святое ПричастиеЧастое причащение-за и против, подводные камни данной практики. Как избежать формальности? Особенности частого причащения у священников и мирян.

Можно ли часто причащаться и не терять благоговения?

Как Вы относитесь к частым причащениям каждую неделю? Некоторые священники считают, что столь частое принятие Тела и Крови Христовой делает это главное Таинство Церкви формальностью, и человек перестает испытывать страх Божий перед Чашей. Мне хочется услышать ваше мнение.

Священники знают… Откуда это, из собственного опыта? Забавно… Священник причащается каждую литургию. Вот он служит литургию — он обязан причаститься. Обязан! Я служу литургию, и обязан причаститься. Хочу я, не хочу – обязан это делать. Я вот служу раз в неделю – я буду раз в неделю причащаться. Буду служить дважды в неделю – буду дважды в неделю причащаться. Если трижды – буду трижды в неделю причащаться. Буду служить каждый день – буду причащаться каждый день. Каждый Божий день, потому что обязан это делать. Ограничение не более одного раза в день: я не могу служить две литургии в день. Кстати, у католиков, между прочим, такого ограничения нет. Католический священник может в день служить несколько месс подряд. Не литургии там службы называются, а мессы. Они коротенькие, по 20 минут. И каждый раз он причащается, или, может быть, не причащается, я даже не знаю. Но он может служить несколько служб в день. Православный священник не может, он должен служить только одну литургию в день.
Я больше Вам скажу. На одном Престоле можно служить только одну литургию в день. Вторую литургию на этом престоле уже не служат. Ставят приставное, Антиминс тоже – только одна литургия в день. Чаша, потир, лжица и т.д. (ну, лжица еще так, как бы). Потир используют тоже на одной литургии в день, не чаще. Вторая служба, если есть – на другом потире. Другие сосуды используют, другой антиминс, другой священник, но мы сейчас не об этом. Мы говорим о том, что священник причащается каждую службу, когда он служит. И ничего, благоговение не теряется или теряется? Батюшки откуда знают, что Таинство превращается в формальность? Это что, их горький опыт?
Я отношусь к этому нормально. Считаю, если человек ведет достаточно активную духовную жизнь, то почему бы ему не причащаться так же часто, как священник причащается. Вот он приходит раз в неделю или два раза в неделю, когда три раза в неделю, на службу. Или берет он себе за правило каждое воскресенье причащаться – благословись ты у священника своего, раз ты ходишь на каждую службу. Каждое воскресенье ты ходишь, значит, тебя священник знает, и в лицо тебя знает, и на исповеди тебя знает, и голос он твой знает. Он помнит твое состояние духовное, что ты за человек. Если он знает, что ты ведешь нормальную правильную активную духовную церковную жизнь – да Бога ради, причащайся каждую неделю, готовься, молитвы прочитай! Я думаю, что тогда говение не нужно, не нужны эти три дня поста. Я так считаю. Священник же тоже причащается, он же не постится дополнительно, как миряне постятся. Мы постимся все посты – многодневные, все однодневные посты, среды-пятницы. То есть мы все это соблюдаем и причащаемся каждую службу. Я думаю, что и мирянин тоже так может. Если он соблюдает все посты – по средам и пятницам, и многодневные, и однодневные (это Сочельники, Усекновение главы Иоанна Крестителя, Воздвижение Креста Господня), что еще надо! И священник так же все соблюдает. А то мы уподобляемся тем фарисеям, про которых Господь говорил в Евангелии от Матфея, которые «связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям, а сами не хотят и перстом двинуть их» (Мф., 23:4). Я не думаю, что это хорошо.
Но это не всем подходит. Это не значит, что все идите к Чаше причащайтесь. Это людям возможно, которые действительно ведут активную духовную церковную жизнь. Но не значит, что все, пришедшие в храм, должны обязательно идти к Чаше. Конечно, нет.

  • Александр Даниленко

    Да, вот этим наверное и отличается православная служба от служб западных конфессий, те в проповедях стараются обязательно вызвать положительные эмоции, это как то более односторонне по сравнению с православными традициями. Православная традиция вмещает в себя формулу ‘Благодарения Господа за всё’.