«Прочитала сейчас на Ф.Б., что купание в прорубях и источниках водных в этот день, которое сейчас проводится повсеместно, является суеверием. Я каждый год обливалась из ковшика или стояла минуту под душем ночью 19 января. Мне интересно знать Ваше мнение на этот счет»

Аудио-версия ответа: http://kiberpop.podfm.ru/otvet/80/file/podfm_kiberpop_otvet_2.mp3

Крещенские купания

фото: купание в проруби

С праздником Крещения Господня! Прочитала сейчас в Фейсбуке, что купания в этот день в прорубях и водных источниках, которые сейчас проводятся повсеместно, являются суеверием. Я каждый год обливалась из ковшика или стояла минуту под душем ночью 19 января. Мне интересно знать Ваше мнение на этот счёт.

Я считаю, что купание в проруби (или где-нибудь ещё) на Крещение принципиально ничем не отличается от купания в святых источниках, которых у нас в стране – огромное количество. Например, источник Серафима Саровского в Дивеевском монастыре. Туда можно съездить летом или осенью, весной или зимой, побывать, помолиться, приложиться к мощам преподобного Серафима Саровского, может быть, принести покаяние, причаститься, съездить на источник и искупаться.

Чем купание в этом источнике отличается от купания в проруби на реке в день Крещения Господня (совершается Чин великого освящения воды)? Принципиально – ничем не отличается, только в проруби – крещенская вода, а в источнике – просто святая вода.

Я считаю, что в корне своём этот обряд, в общем-то, благочестивый и имеет место быть. Никакого суеверия там, в принципе, нет. А вот то, что люди наполняют этот обряд каким-то своим суеверным отношением – это, к сожалению, правда.

Вокруг обряда возникает какой-то нездоровый ажиотаж. Люди придают ему чрезмерное значение, считают, что это чуть ли не самое главное событие в годовом цикле их церковной жизни. На самом деле, таковым должно быть причастие (в любой воскресный день можно прийти в любой храм и приобщиться Святых Христовых Таин).

Огромные массы людей, которые, в общем-то, не живут церковной жизнью, относятся к Богу и Церкви прохладно, не исповедуются, не причащаются, почему-то именно в этот день считают крайне важным полезть в прорубь, потому что, якобы, какие-то там грехи прощаются. Слишком большое они придают этому значение.

Да, большинство людей придаёт этому какое-то суеверное значение, проявляет чисто языческий подход к христианскому обряду, ну и что, нам теперь отменять купание на Крещение? Я не думаю, что это правильно. Потому что сегодня мы отменим купание на Крещение (скажем: «Нет, это всё язычество»), завтра мы отменим купание в источниках, послезавтра мы ещё что-нибудь сделаем. Во что мы превратимся вообще?

А если, допустим, возникнет такая ситуация: всем вдруг резко захочется непременно причаститься пред Пасхой (и тоже люди пойдут не из чисто христианских соображений, а из языческих тоже — такое может быть, и бывает). И толпы людей пойдут в храм причащаться с языческим совершенно сознанием… И что? Мы отменим Причастие и скажем: «Мы не будем причащать вообще никого»?

Мне кажется, нужно разъяснять, вразумлять, пытаться достучаться, пытаться воспитать людей, чтобы они осознали, что это такое, для чего это нужно, чтобы у них сформировалось к этому правильное отношение, а не потребительское, языческое, суеверное, магическое или ещё какое-нибудь.

На Западе (у которого нам многому можно поучиться) у католиков в своё время тоже были проблемы с подобными вещами: ненормальное почитание святых, святынь, мощей, икон и т.д.. И протестанты, когда произошла Реформация, сказали так: «Что поделать, вот такой у нас народ: склонен христианские обряды воспринимать суеверно, по-язычески. Чтобы не было соблазна, давайте мы всё это просто отменим, чтобы нам не скатиться в язычество». Ну и что, думаете, у них нет проблем? У них другие проблемы стали возникать. Поэтому, если мы пойдём по пути отмены христианских обрядов, чтобы люди не наполняли их языческим содержанием, то придётся отступать до тех пор, пока вообще ничего не останется.

В связи с этим я хотел бы сказать вам одну важную мысль: понимаете, диавол – узурпатор, он ничего своего изобрести не может, у него нет такой возможности, нет творчества. Он берёт Божие, святое, непорочное, искажает, наполняет своим извращённым смыслом, кривдой — он это делает всегда и во всём.

Вот взять, например, купание на Крещение: оно по сути дела благочестиво и хорошо, но лукавый здесь поработал, наполнил это всё своим содержанием, и мы, люди, ему тоже активно в этом помогаем.

Взять, например, брак, взаимоотношения мужчины и женщины. Господь создал мужчину и женщину, благословил их и сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею». Семья – это благословение Божие, супружеские отношения – это свято и непорочно.

Но мы, люди наполнили эти взаимоотношения каким-то другим содержанием. Огромное количество людей исказило замысел Божий о взаимоотношении мужчины и женщины до безобразия и свело их на уровень даже не животных ( потому что животные так не делают), а на гораздо более низкий уровень.

Но это же не означает, что мы должны вообще отказаться от того, что дано Богом — мы должны отвоевать это у диавола назад. Взять эту форму, наполнить её вновь тем первозданным первоначальным смыслом, который вложил в это Господь. Очистить от диавольского наваждения. Явить миру правильное отношение и к браку, и к купанию, и к святой воде, и к церковной жизни, вообще ко всему.

Несколько слов скажу о том, как же правильно относиться к купанию. Кстати говоря, можно и вовсе не купаться — это не обязательно.

Дело в том, что материальный мир, он тоже, как и мы, люди, нуждается в Божественной благодати. И Господь как-то одухотворяет этот мир своей Божественной благодатью Святого Духа. Иногда в большей степени, иногда в меньшей. И в какие-то дни, например, в день Крещения Господня, когда мы особо молимся и просим, чтобы Господь с небес ниспослал свою благодать на водное естество, освятил его Святым Духом, Господь это и делает. Так происходит, вода освящается. Для чего?

Мы, используя святую воду (её можно и попить, и умыться ею), так же приобщаемся этой Божественной благодати, как если просто нырнём в прорубь. Чем это будет отличаться? Может быть, попить воды даже будет ещё лучше.

Но это не означает, что приобщение к Божественной благодати происходит чисто автоматически, стоит только нырнуть или выпить — и всё сразу само собой произойдёт. Вовсе нет. Иначе можно было бы так и к Причастию тоже относиться: подойди к Чаше, причастись и будет тебе благо.

Но мы же говорим: «Да не в суд или во осуждение будет мне причащение Святых Твоих Таин, но во оставление грехов, во исцеление души и тела и в жизнь вечную». То есть, можно приобщиться и в осуждение!

В случае с Крещением, мы Божественную благодать получаем через святую воду это тоже может нам, по крайней мере, не помочь, а может даже в осуждение быть.

Главное ведь то, с каким сердцем, с каким настроением, с каким умозрением, с каким отношением ты это делаешь. Это очень важно! Может быть, это самое главное.

А у нас во время Крещения Господня много людей даже в нетрезвом состоянии. Для кого-то это действительно благочестиво: они с верой, с молитвой окунаются в воду. А для кого-то это просто веселье: дурака повалять, похохотать и не более того. Ну и что из этого хорошего может получиться? Я думаю, ничего.

Поэтому, мой ответ будет таким: вообще-то искупаться в проруби на реке или на озере, или облиться, или принять душ — это дело хорошее. Но очень важно это делать с христианским сердцем, христианским сознанием, со смирением, с покаянием, благоговением, молитвой, чтобы та Божественная благодать, которую мы надеемся принять от Бога, действительно, нам была во здравие души и тела.


 

00:00 Приветствие и вопрос о купании на Крещение Господне
00:27 Купание на Крещение ничем принципиально не отличается от купания в святых источниках
01:52 Языческое наполнение обряда
03:06 Что делать с суеверным отношением к купанию на Крещение?
04:46 Печальный опыт западных христиан по борьбе с языческим отношением к обрядам
06:00 Дьявол — узурпатор
08:20 Как правильно относится к купанию на Крещение
09:51 Главное условие получение божественной благодати — правильное сердечное расположение
11:16 Вывод и обобщение ответа

  • Михаил, крестить ребенка мать может и без ведома и согласия отца. Бывали случаи, когда крестили детей втайне от родных. Если отец неверующий, или другой веры, это не значит, что и ребенок должен быть таким же.