Причащение в церквиКак вести себя после причастия? Как сохранить благодать? Всегда ли благочестивые намерения полезны? Когда можно принимать пищу после причастия? Можно ли мыть голову после помазания елеем? Где может прятаться грех гордыни? Почему копание в мелочах — отступление от духовного?

Как сохранить благодать после причастия

Вопрос о причастии. Даже не о самом причастии, а о том, как вести себя после причастия. Произведя обзор разных вопросов, я заметил, что большинство вопросов связано с подготовкой к Таинству Евхаристии, причастия. Но самое главное, полагаю я, сохранить в душе и сердце принятую благодать. И вот на этой почве возникает вопросов еще больше. Какие же вопросы? Я достаточно давно хожу в храм, около семи лет. Но Таинство Причащения для меня стало крайней редкостью из-за следующих обстоятельств.

Посмотрим, посмотрим, какими обстоятельствами лукавый уловил этого христианина и какими благочестивыми намерениями отвел его от причастия.

Во-первых, не ясно, до какого времени нельзя брать что-либо в собственный рот после принятия Святых Таинств. Встречал таких людей, которые не целуют руки священников, не чистят зубы после Таинства. Только целуют Крест и иконы. Но по такой логике и пищу нельзя принимать с помощью обычной вилки и ложки. Да и вообще, весь день или даже больше, до следующего причастия, следует держать рот на замке. Тем более нельзя чихать или кашлять. В «Настольной книге священнослужителя» дореволюционного издания кратко сказано, что все вышеперечисленные действия не позволяется делать, но только до момента вытирания рта платом, непосредственно после принятия Святых Таинств. Еще существует же другая практика на приходах. Не могли бы Вы прокомментировать эту ситуацию.

Могу. Там еще написано, я до конца дочитаю.

Во-вторых, есть такая проблема, схожая с первой. Боюсь согрешить, я уже давно оставил причастие, как и помазание елеем. Неужели можно помазать лоб чем-то освященным, а потом после этого события мыть голову? Разве это не кощунство? А если голову мыть можно, то как узнать точное время, когда это уже не грех? Пожалуйста, если это в принципе возможно, я хотел бы узнать, откуда Вы возьмете информацию для своих ответов?  

Вот это уже интересно!

Потому что иные лица (это я о прихожанах, с которыми я общался, кому мне доводилось приводить вышеизложенные доводы) лишь выражали субъективную точку зрения, которой есть основания не доверять. Просто никто об этом не задумывался, и глубина ответа была, скажем так, небольшой. Если источников нет, то я постараюсь принять то, что Вы скажете. Большое спасибо. С нетерпением жду Ваш ответ и прошу Ваших молитв.

О многом и многом можно сказать. Мысли прямо роятся по этому поводу. На самом деле, лукавый уже Вас очень сильно уловил в свои сети. И если так пойдет дальше…  Потому что Вы уже не причащаетесь. Елеем помазываться Вы тоже стесняетесь. У Вас внутри растет неимоверная гордыня, которую Вы даже не замечаете. Потому что другие-то причащаются и помазываются, подходят под помазание. А Вы не подходите, говоря себе где-то в тайне сердца и души своей: «Я более благочестивый, чем они. У меня страха Божьего больше, чем у них. У меня благоговения больше, чем у них». И понеслась! Это такой легкий дымочек от фимиама перед идолом гордыни. А бес Вам еще что-то «благочестивое» шепнет. Про святую воду, про Святую Церковь скажет. Про храм Божий: «Зачем туда вообще ходить?! Ведь, к примеру, Мария Египетская всего 2 раза была, и все!» Нет конца той бездне, в которую Вы скатываетесь. Подобно тому, как в совершенство, но и во зло тоже можно скатиться. Можно двигаться в сторону Господа Бога, уподобляясь Ему, как сказал Бог: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мф., 5:48). А можно двигаться в сторону лукавого, уподобляться ему, падая и падая бесконечно в эту яму. И тоже пределу этого совершенства не будет. Так и Вы потихонечку туда соскальзываете. Потому что руководствуетесь всеми этими вещами, мыслями, которые привел Вам лукавый: «Ведь грех же, вроде как, осквернение».kp_image
В начале Вы пишете: «Произведя обзор разных вопросов, я заметил, что большинство вопросов связано с подготовкой к Таинству Евхаристии, причастия. Но самое главное, полагаю я, сохранить в душе и сердце принятую благодать. И вот на этой почве возникает вопросов еще больше». Вы проанализировали информационное поле и увидели, что таких вопросов мало, их мало кто задает и, следовательно, ответов тоже мало. Вы решили заполнить эту нишу. Но сам факт, что вопросов на эту тему мало, о чем говорит? Здесь одно из двух. Первый вариант: все неблагочестивые, в отличие от Вас. Ведь Вы же обратили на это внимание, а остальные не обращают. Все стараются больше готовиться, и никто не задумывается над тем, как сохранить благодать. А Вы тут как раз молодец!  Второй вариант: это не очень и важно. Важно, но не так, как подготовка. Понимаете? Вот, собственно, ответ. После причастия Вам вытерли губы платом. Вы отходите от Чаши молча. Поцеловали край Чаши и отошли, ничего не делая, ничего не говоря, ни на кого внимания не обращая. Отошли к столику, где запивочка, взяли антидор или просфоры, съели кусочек, запили. Все, после этого можете прикладываться к Кресту, иконам, подходить под благословение. Хотите поцеловать руку священнику? Целуйте, в этом уже никого греха не будет. Пойдете кушать — кушайте, вилкой пользуйтесь, ложкой и так далее.
Вы спрашиваете, чем я руководствуюсь, так как ответы неглубоки. Я уже Вам в душу влез и сказал, чтобы Вы были осторожнее. Там у Вас большая проблема назревает, это я насчет глубины. Где-то я читал в интернете, то ли в межсоборном документе, то ли это был документ Священного Синода, то ли еще какой-то серьезный труд… Так вот, вопрос так стоял: приглашают священника к человеку, который умирает (а это совершенно практический вопрос — больной человек умирает в больнице), чтобы, например, его причастить. Священник пришел, подготовил Дары, прочитал молитвы, исповедовал, причастил его. Умирающий проглотил и умер. Вопрос: в морг этого человека можно? Вскрытие делать можно? Что делать с причастием, которое у него в пищеводе стоит? Что делать со Святыми Дарами? Ответ был дан такой, что все, забыли, проехали, он причастился, все! Понимаете, все, причастился! Причастие совершилось. Я уже не хочу говорить о том, что Божественная благодать передалась из этой субстанции ему. Поэтому ее сейчас уже нет. Мы сейчас займемся какой-то магией, глупостью, на самом деле. Не надо во всем этом копаться.
ЕлеопомазаниеТо же самое со священным елеем. Помазание произошло. Вам помазали лоб, Вы растерли немного его, все! Хотите прийти домой и принять душ? Примите его, Бога ради!  Что, грязным теперь ходить? Не будет это ни осквернением Святыни, ни небрежением к Таинству. «Не то что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» (Мф., 15:11). Потому что не физические какие-то вещи оскверняют человека, а духовные. Вот так и здесь.
Пока Вы копаетесь в вилках и ложках, выясняете, сколько времени должно пройти, пока эта Божественная благодать впитается до конца через кожу, через поры в кровь войдет,  и только потом можно будет смыть с себя остатки елея или вообще не смывать во веки веков, аминь. Пока Вы думаете, что с этим вообще делать, пока Вы во всем этом разбираетесь, Вы не замечаете, что на самом деле грех-то в другом. Грех в каком-то самомнении. В том, что Вы под благочестивым углом, благочестивым намерением лишены причастия, лишены элементарного помазания елеем. Причем, Вы сами себя этого всего лишили под благовидным предлогом. Да еще с помощью этих предлогов возгреваете в себе тонкое чувство тайной гордыньки! Потому что Вы так трепетно ко всему относитесь, не так, как другие. Мастерским ходом развел Вас лукавый, вот и все.
Еще в конце Вы пишете: «Иные лица (это я о прихожанах, с которыми я общался, кому мне доводилось приводить вышеизложенные доводы) лишь выражали субъективную точку зрения, которой есть основания не доверять». У Вас есть причины не доверять и моей точке зрения. И «Настольной книге священнослужителя» дореволюционного издания. Вы можете не доверять и тому, и иному, и другому, и Синоду, и Собору, да всем! И богословам не будете доверять, никому не будете доверять. А кому будете доверять? Только себе? В принципе, Вы можете и мне не доверять. Я Вам высказал свою точку зрения. Вот он я, такой, как есть. Видите, вот так я к этому отношусь. Вот так я это все воспринимаю. Я так живу, я так молюсь, я так причащаюсь. Это есть мое отношение. Какое будет Ваше отношение, решайте сами. Решать Вам.

  • все

    Очень нужное и своевременное дело совершили сегодня в нашей церкви. Спасибо, и дай Боже здоровья всем церковным служителям.

  • Светлана

    Доброе время суток! Хочу сказать Вам огромное спасибо за Вашу работу с детками! Церковно-нравственное воспитание — необходимая часть в воспитании человека. В своем видео Вы сказали, что после причастия дети рассказывают только про подарки, это не так. У меня дочь, 5 лет, провела со мной после этого беседу, начав ее со слов: «Батюшка сказал: «Приходите в церковь.» Когда мы пойдем?» А затем начала рассказывать, о том, как красиво в церкви, учила меня как правильно складывать руки при причастии, как креститься. Особенно ее впечатлили колокола. Для нее это было грандиозное событие!

    • Андрей Федосов

      Спасибо за добрые слова! 🙂
      Сегодня повторили мероприятие — причащали семь (!) групп детей из детских садов.
      Конфеты тоже были 🙂