Исповедание верыСтесняюсь открыто исповедовать веру: на людях перекреститься, осенить пищу перед вкушением, помолиться. 

Исповедание веры

Знаю, что перед вкушением пищи надо помолиться, осенить себя крестным знамением и еду и себя. Это я стараюсь исполнять, но когда рядом родители, родственники, коллеги по работе, и все не сильно верующие, то я не осеняю крестным знамением еду и себя. В мыслях еще добавляю, Господи, благослови. Вот то, что не осеняю крестным знамением на людях, делаю это тайно, это для меня грех? Меня смущают две заповеди: первая: «И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц останавливаться и молиться, чтобы показаться перед людьми, истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, зайди в комнату свою, помолись Отцу своему, который втайне и Отец твой видящий тайное, воздаст тебе явно» – это цитата из Евангелия (Мф. 6:5). И другая: «Ибо, кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем, прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет во славе Отца Своего со Святыми Ангелами»(Мк. 8:38). Запутано, как поступать?

Совместить несовместимое

Да-да, очень хорошо. Две взаимоисключающие вещи, но на самом деле, здесь ничего удивительного нет. Господь постоянно так делает – мы не замечаем. Исповедание веры 2Господь делает это постоянно, например, Бог стал человеком – это разные вещи, но Господь соединил их в себе. Он соединяет, казалось бы несоединимое: Дева стала матерью, Христос смерть смертью попрал, разрушил, то есть, его распяли, закопали, казалось бы, всё, но через это он и победил смерть.
Понимаете, клин клином вышибается – вот так получается. Противоречие какое-то нескончаемое, в одном месте Евангелия Христос говорит: ударили тебя по щеке, подставь другую, но когда Его самого ударили, то он не подставляет другую, а обличает. И таких противоречий, таких крайностей, мы найдем везде, всё пропитано этими противоречиями – вся Священная история и Евангелие, в частности, потому что буква мертвит – Дух животворит. Невозможно на каждый конкретный случай написать конкретную инструкцию, сказать, как нужно поступать, в таком случае так, а в этом – этак, прописать буквально всё.
Кстати говоря, это попробовали сделать иудеи. Уже после того, как они отвергли Христа, они попробовали это сделать. В результате у них появился Талмуд, то есть, толкование: что и как нужно делать. Потом еще толкование на Талмуд, потому что жизнь, она очень разнообразная, и в простые схемы она не укладывается. Поэтому сначала написали Талмуд, который трактует Тору, а потом еще целую гору книг, которые толкуют Талмуд. Как нужно понимать это, как нужно исполнять и буквально, что в этом случае надо делать так и так. И чем буквальнее он будет исполнен, тем они могут считать, что они правильно поступают, творят закон, то есть, всё соблюдают – это – не наш путь. Это путь талмудистов, иудеев, но не православных христиан.
Исповедание верыВот именно, что Господь говорит в одном месте так, а в другом иначе, с тем, чтобы мы мозг не выключали, оставляли его включенным, и постоянно думали, как поступить. В одном случае может быть так, а в другом иначе, если бы Господь сказал: «Так, и всё», – и мы бы тупо выполняли, и за доблесть бы считали, что мы тупо выполнили это, так было бы неправильно.
По-моему мнению, то, что Вы испытываете какую-то неловкость молиться при ваших родственниках, друзьях, коллегах по работе, мне кажется это абсолютно нормально. Мне кажется, это даже не стеснение – это благородство с вашей стороны, Вы не хотите их смущать больше. Ну, так мне кажется, и так правильно.

Открыто исповедовать веру

Когда наступит время той заповеди, второй, Мк. 8:38. «Ибо, кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем, прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет во славе Отца Своего со Святыми Ангелами». Когда это время наступит, поверьте, Вы четко поймете, что оно пришло, пришло время, взять и сказать, и не постыдиться. И у Вас будет четкий выбор постыдиться или не постыдиться словес «в роде сем, прелюбодейном и грешном». Потому что нельзя постыдиться, Вы посмотрите «кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем, прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда придет во славе Отца Своего со Святыми Ангелами», то есть, здесь поставлено так, что Господь нас постыдится, если мы себя определенным образом вели. Но мы должны осознавать, мы не можем нечаянно это сделать, за «нечаянно» Господь нас так жестоко не накажет. Поэтому, когда у нас будет такой выбор – четкий, мы осознаем и поймем, что, вот это черта, и сейчас свершается именно то: либо я постыжусь, и тогда Он меня постыдится, либо я сейчас не постыжусь, но это чревато: я здесь могу заработать себе, мягко говоря, большие и крупные неприятности. Но это мы четко будем понимать.
А вот в быту, мне кажется, правильно Вы делаете. Не надо ничего выпячивать, «Не давайте святыни псам, и не бросайте бисер ваш перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими» (Мф. 6:7), жестко сказано, но это так. Исповедание веры 3Пусть она, эта святынька, молитва Ваша, вера, будет у Вас внутри, не надо ее выпячивать, не надо. Ну, а то, что есть противоречия – да, много противоречий, я Вам скажу: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исход 20:12), – сказано в Писании, и там же сказано: «если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником» (Лк. 14:6), – пожалуйста. И враги человеку домашние его – пожалуйста, это нормально, везде так, потому что мы не должны выключать мозг. Если ты стал человеком верующим, это не повод отключать мозги. Это наоборот, постоянная внутренняя работа. Верующие люди – это самые сомневающиеся люди. Они постоянно во всем сомневаются в себе: а правильно ли я понимаю, а в данном случае надо так поступить или по-другому. Постоянные сомнения и вообще сомнения – это признак благородства ума. Вот, что я могу Вам сказать по этому поводу.