раскольниковЧто такое страсть? Это то с чего начинается или чем кончается грех? Является ли грехом страсть? Нужно ли и можно ли исповедоваться в страсти? И где в Библии говорится об исповеди?

Грех. Страсти человеческие. Роль страсти

Готовлюсь к первой исповеди. Иеромонах Макарий (Маркиш), насколько я понимаю, говорит, что страсть – это не грех, а что-то такое, что предваряет грех. Является ли страсть, по Вашему мнению, грехом? Нужно ли и можно ли исповедоваться в страсти? И где в Библии говорится об исповеди? Раскаяние Каина в Ветхом Завете, в Новом Завете (Иакова, 5:16) или где-то еще? Если можно, видеоответ. Спасибо Вам за спасительный и интересный канал. Что такое страсть?

Давайте по порядку. Есть некий человек, условно говоря, безгрешный. С чего начинается грех? Грех начинается с прилога. Это такая мыслишка, которая мелькнула внезапно («о, а что это такое?»). Что-то увидел человек, что-то его заинтересовало или мелькнула какая-нибудь греховная мысль. Это называется прилог. Сам по себе прилог грехом не является. Он вроде вражьих стрел, которые враг снаружи в нас мечет. Мало ли, что в голову придет. Идет человек, вдруг неожиданно у него мыслишка какая-то мелькнула. Если он выгнал ее тут же из головы, то ничего страшного: прилог был, но греха не было. Эти прилоги постоянно на какие-то мыслишки мелькают: то один, то другой, то так, то этак, то справа, то слева. Прилогов бывает тысячи, но человек может на них внимания не обращать. А как только он зафиксировал внимание, подумал: «О, интересная мысль», начал ее рассматривать – это уже пошел процесс приражения. kp_image1Здесь грех начинает входить в душу. Человек заинтересовался, рассматривает этот грех. Кажется, почему бы и нет? Вроде бы, интересная мысль, даже приятная, и, вроде, ничего страшного в ней нет. Чем больше человек рассматривает эту идейку, мыслишку, тем больше она ему нравится, привлекает все больше, больше и больше. Достаточно быстро все это происходит, в секунды. Конечно, может длиться и долго, если речь идет о каком-то серьёзном грехе. Например, в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников вынашивает мысль: «А что, если убить старуху-процентщицу?» Постепенно он, все больше и больше об этом думая, приходит к мысли, что даже должен совершить убийство. Сначала, может быть, он смело к этой мысли подошел. Возможно, она его даже пугала. А потом, чем дальше он об этом думал, тем больше ему эта мысль нравилась. Потом Раскольников даже счел себя обязанным пойти и убить старуху. Так идет процесс приражения. То есть, грех входит в душу человека. Это уже является грехом. Потом человек идет и совершает его. Вот Раскольников пошел и старуху убил. Или человек совершает какой-нибудь мелкий грех. Сам масштаб греха неважен, но само деяние уже совершилось. Когда человек это деяние сделал, то грех себя уже проявляет в полноте. То есть, пока грех завоевывал душу человека, он потихонечку завоевывал его сердце, душу и ум, но тело пока греху было непричастно. Человек внутри себя думал, ковырялся, копался. Но физически он не закрепил грех, действием своим не закрепил. Грех рос только внутри человека. А когда человек действием закрепил, тогда грех достиг своего пика, совершенства. На этом процесс не останавливается. Если человек дальше продолжает совершать этот же грех, еще раз и еще, то у него вырабатывается навык ко греху. Тогда процесс от прилога до греха проходит вообще незаметно. Мысль мелькнула – человек сразу же сделал. Это все происходит «на автомате». А потом это превращается в страсть. В страсти уже не человек совершает грех, а грех владеет человеком. Страсть – это полная болезнь души, когда человек становится рабом греху. Он уже не может с грехом ничего сделать, не может совладать им. Человек полностью этому греху подчинен, противостоять ему не способен. Вот что такое страсть. К примеру, возьмем блудную страсть. Для яркости, понятности и привлекательности всем сразу становится ясно, о чем идет речь. Здесь где-то разочек человек оступился, упал. Он прошел все эти стадии, от прилога до страсти. Вот, например, некий молодой человек. Он женат, но где-то на вечеринке ему девушка улыбнулась. У него мелькнула мысль, то есть, появился прилог. Молодой человек стал с этой девушкой общаться, думая: «Ничего такого я не делаю, просто пообщаться хочу». А ему приятно, определенные эмоции это общение вызывает. Потом все больше и больше он с девушкой общается. Молодой человек уже думает так: «Почему бы и нет? Да ладно, все такие. Мои друзья Вася, Петя вовсю гуляют. Я жену ведь свою люблю! Подумаешь, с кем-то побыл, ничего же страшного». И он, постепенно себя этими мыслями успокаивая, доводит себя до состояния блудной страсти. С кем не бывает: оступился, упал. Но потом ему стыдно, плохо. А чем дальше, тем больше. В конце-концов, он до такой степени доходит, что уже остановиться не может. Все, это общение с девушкой его захватывает. Вот это и есть страсть. Эти страсти есть гордость, блуд, гнев, сребролюбие, тщеславие. Поэтому страсть – это не нечто, что предваряет грех. Страстью, наоборот, грех заканчивается. Страсть — это и есть самая большая проблема, потому что в той или иной степени страстишки во всех нас живут. У кого-то это больше проявляется, у кого-то меньше. Но они живут и проявляют себя то в одном грехе, то в другом, то в третьем, то в пятом, то в десятом. В разном сочетании у одного человека одна страсть больше появляется, другая меньше.

гибель Анании

Анания и Сапфира

В разном сочетании страсти формируют своеобразный облик человека. То есть, один человек такой, этот – другой. Характер, темперамент тоже у каждого свой, это имеет место быть. Но у человека есть определенный набор страстей, у каждого свой. Одно на другое наслаивается, и мы получаем то, что получаем. Вот что это такое. «Является ли страсть, по Вашему мнению, грехом?» Безусловно, но все-таки с ног на голову здесь надо перевернуть. Грех есть проявление страсти. Это подобно простуде. Человек заболел гриппом, это вирусное заболевание. Проявляет грипп себя соответствующим образом: температура, недомогание, кашель, насморк, ломота. Сама по себе болезнь – это грипп. А все то, что я перечислил – симптомы болезни. Так вот, страсть – это болезнь. А грехи, которые вылезают – проявление этой страсти. «Нужно ли и можно ли исповедоваться в страсти?» Конечно, так и происходит. Еще для яркости могу привести страсть алкогольную, алкогольную зависимость. Говорят: «Человек пристрастился к алкоголю». Он уже не может этому противостоять, ищет возможности, где бы найти спиртное, где бы выпить. Всю свою жизнь человек подчиняет этой страсти, этому пороку. Деньги, здоровье, семью… Главное для него теперь — это бутылка, спиртное, которое все ему застилает. Оно и Бог, и мама родная, и все остальное. Он все откладывает ради алкоголя, для него это настоящий идол, кумир. Вот так ярко нарисую, чтобы было понятно. Это пример того, как владеет страсть человеком.

Покаяние

«Где в Библии говорится об исповеди?» «Исповедайте убо друг другу согрешения и молитеся друг за друга, яко да исцелеете. Много бо может молитва праведного поспешествуема» (Иак., 5:16). Христос говорит тоже: «Кому простите грехи, тому простятся. На ком оставите, на том останутся» (Иоан., 20:23). А вообще об исповеди, покаянии в Библии не очень много сказано. Этот вопрос в христианстве возник, не возник даже, а стал острым и заметным только спустя какое-то время после Христа и апостолов. Дело в том, что после Христа, после Вознесения Господа Нашего Иисуса Христа, когда апостолы проповедовали, сами они были исполнены Духом Святым. Горели любовью, необыкновенной верой и зажигали сердца людей. Случаи, когда люди отрекались от Христа, отпадали от Церкви, были, во-первых, крайне редки. А во-вторых, когда это случалось (во времена апостолов, имеется в виду), то человека просто предавали анафеме. С ним просто разговаривать не о чем было. Тогда люди купались в Божественной благодати, как младенец на руках матери, Церковь как младенствующая была. Она питалась от Бога материнским молоком — Божественной благодатью. Дарования Божьи сначала обильно изливались на Церковь. Господь хранил тогда Свою Церковь видимо, зримо, ощутимо. Например, когда будущий апостол Павел (тогда еще Савл) шел в Дамаск для того, чтобы местных христиан притеснять, хватать их, в темницы сажать, ему на пути Христос явился и сказал: «Встань и иди в город; и сказано будет тебе, что тебе надобно делать» (Деян., 9:16). В Дамаск Савла привели уже слепым: «И три дня он не видел, и не ел, и не пил» (Деян., 9:9). Господь явился к неkp_image2кому священнику по имени Ананий: «В Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи» (Деян., 9:10). Видите, Анания ответил, как солдат. То есть, настолько были естественными частые явления и чудеса, Дух Святой настолько явно в жизни Церкви присутствовал, что никто этому не удивлялся, никого это не смущало. Чудеса естественным образом происходили. Поэтому, если человек в такой ситуации отказывался от Христа, извините меня, о чем с ним было говорить? Но ситуация стала очень сильно меняться достаточно быстро. Еще при жизни апостолов она меняется, это заметно по посланиям апостольским. Спустя некоторое время начались большие серьезные кровавые гонения на христиан. Сначала при Нероне были гонения, потом при Трояне И вот, спустя примерно сто лет после Христа, настали очень сильные гонения. Многие христиане во время гонений отпали от Церкви, от веры. Они принесли жертву идолам, грубо говоря. Когда гонения схлынули, все эти христиане пришли с повинной головой: «Возьмите нас опять! Господи, прости!» Тогда и встал вопрос: принимать их или не принимать назад? Что с ними делать-то? Их анафеманствовать уже навсегда, нет им прощения? Или что? Тогда как раз актуализируется такое понятие, как исповедь и покаяние. Особенно это распространилось в IV веке, когда гонение на христиан вообще прекратилось и в Церковь хлынул поток язычников. Они принесли с собой языческое сознание и мировоззрение. Но, опять же, хлынул этот поток из-за того, что Церковь в этот момент размышляла, образно говоря, кто Она. Она Церковь избранных малая или Церковь кающихся грешников? Когда Церковь выбрала путь, что Она Церковь кающихся грешников, и Бог Наш – Бог кающихся, Спас согрешающих, который пришел не праведников спасти, но грешников призвать к покаянию, тогда и актуализировалось понятие исповеди. И тогда уже оно стало широко распространяться. Хотя, еще раз говорю, о нем и Господь говорил в Евангелии, и апостол Иаков в своем послании («Исповедуйтесь друг другу согрешения и молитесь друг за друга» (Иак., 5:16). Но массово это проявилось спустя некоторое время. Я так увлекся, отвечая на Ваш вопрос!

  • Nadya Stallings

    Вот и славно! Трампампам… Мой муж не Православный, но меня всячески поддерживает, в том числе, в посте. В его случае это «гастрономический пост», но я всё-таки подозреваю, что это нечто большее: это поддержка моих усилий. Я вижу его старания, ни разу он не проявил недовольство едой, которую я готовлю или её количеством. Так что, я считаю, что смысл в этом большой. Ну, в конце-концов, с чего-то нужно начинать.