Подробности

Обсудить видео и задать вопрос на форуме! — http://kiberpop.ru/forums/topic/vospitanie-doshkol-nikov/

…по согласованию с родителями еженедельно, во второй половине дня в четырех группах детского сада проводятся занятия кружка Основ Православной культуры по программе «Мир – прекрасное творение». Программа признана помочь детям раскрыть высокие духовные и нравственные смыслы жизни человека путем приобщения к духовно-нравственным ценностям православного христианства и традициям русского народа…

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Из опыта работы структурного подразделения детский сад «Огонёк» государственного бюджетного образовательного учреждения начальная школа села Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области.

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина».

Василий Александрович Сухомлинский

Детский сад «Огонёк» является структурным подразделением государственного бюджетного образовательного учреждения начальной школы села Красноармейское муниципального района Красноармейский Самарской области. В детском саду работают 16 педагогов, руководит детским садом Яковлева Валентина Александровна.

Работа детского сада по духовно-нравственному воспитанию детей, основывается на «Основной образовательной программе структурного подразделения», реализующего образовательные программы дошкольного образования» (образовательная область «социально-коммуникативное развитие»), экспериментальной программе по православной культуре «Мир – прекрасное творение» (автор Гладких), на парциальной программе «Приобщение к истокам русской национальной культуры» (авторы Князева и Маханева).

Система духовно-нравственного воспитания дошкольников

Система духовно-нравственного воспитания дошкольников включает следующие направления:

1. обращение к духовно-нравственным традициям и ценностям своего народа;

2. эстетическое развитие детей;

3. формирование потребностей в здоровом образе жизни;

4. сотрудничество детского сада, семьи и религиозных организаций.

Цели и задачи духовно-нравственного воспитания в детском саду

Целью духовно-нравственного воспитания является формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма, содействие обретению дошкольниками нравственно-востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия.

Задачи:

  • приобщение детей к традиционным для России духовно-нравственным ценностям;
  • воспитание нравственных и эстетических чувств;
  • формирование базисных основ личности;
  • формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности:

—  к родному дому, семье, детскому саду, городу, стране;

—  к культурному наследию своего народа;

—  к природе родного края;

  • создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;
  • обеспечение художественно-эстетического, познавательного развития, выявление ранней одаренности.

Направления деятельности детского сада по духовно-нравственному воспитанию детей:

Реализация поставленных задач осуществляется в нескольких направлениях:

— создание условий для реализации духовно-нравственного воспитания;

— работа с педагогическим коллективом;

— работа с воспитанниками;

— работа с семьями воспитанников;

Условия для осуществления процесса духовно-нравственного воспитания:

В рамках социального партнерства и благодаря содействию руководителя отдела образования и катехизации Кинельской Епархии протоиерея Андрея Федосова и меценатской помощи Юрия Николаевича Мишустина в детском саду оборудована комната для занятий с детьми по интересам, где собран содержательный теоретический и практический материал.

Здесь проводятся кружковые занятия по программе «Основы православной культуры», организуются открытые показы занятий, что позволяет педагогам овладеть практическими методами и приемами работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию в различных видах детской деятельности.

Для ознакомления детей и закрепления изученного материала в группах оформлены православные и патриотические уголки, созданы информационные стенды для родителей, в которых размещена информация духовно-нравственного содержания.

С 2011 года по согласованию с родителями еженедельно, во второй половине дня в четырех группах детского сада проводятся занятия кружка Основ Православной культуры по программе «Мир – прекрасное творение». Программа признана помочь детям раскрыть высокие духовные и нравственные смыслы жизни человека путем приобщения к духовно-нравственным ценностям православного христианства и традициям русского народа. Содержание данной программы, построенное в соответствии с отечественным педагогическим наследием, основано на научных теориях о единстве духовного и материального бытия мира и человека.

Методическая работа в детском саду направлена на повышение уровня теоритических знаний педагогов о православной культуре и воспитании, освоение разнообразных форм и методов духовно-нравственного развития детей в различных видах деятельности, а также определение основных направлений взаимодействия с семьями воспитанников. С этой целью был разработан план методической работы с кадрами.

В ходе реализации плана осуществленно обучение педагогов в Институте повышения квалификации и Самарской духовной семинарии по данному направлению, были проведены теоритические семинары, мастер-классы, организовано консультирование по различным аспектам духовно-нравственного воспитания, и изучение методической литературы.

 Интеграция духовно-нравственного воспитания:

Педагоги интегрируют духовно-нравственное содержание воспитания в различные виды детской деятельности:

— игровую: проведение пальчиковых, сюжетно-ролевых, дидактических игр, словесных, подвижных, игр-забав, народных и хороводных игр. В организации сюжетно-ролевых игр педагоги учитывают нравственную сторону ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелателен, продавец честен и совестлив;

— продуктивную деятельность: изготовление поделок, подарков и рисунков для именинников и к православным праздникам.

Формы работы по духовно-нравственному воспитанию

В детском саду используются следующие формы работы по духовно-нравственному воспитанию:

— чтение народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви;

— цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и познание самого себя в мире людей.

— знакомство с православными и народными праздниками и проведение некоторых из них (Рождество Пресвятой Богородицы, Рождественские Святки, Масленица, Пасха, Благовещение, Троица);

— тематические выставки детского творчества;

— знакомство детей с жизнью православных святых и защитников земли русской, как пример высокой духовности, нравственности и патриотизма;

— экскурсии в храм с целью ознакомления с особенностями архитектуры, внутренним устройством, иконографией;

— экскурсиив природу и знакомство с красотой Божьего мира;

— театрализованные постановки на нравственные темы: о прощении, о трудолюбии, об уважении к старшим;

— использование проектной деятельности «Уроки доброты», «Мой папа самый лучший», «Семейные гербы и символы»;

— знакомство с классической музыкой, духовным пением, колокольным звоном; исполнение фольклора на тематических музыкальных занятиях с использованием соответствующих записей;

— приобщение детей к крестьянской культуре и быту;

— знакомство с произведениями изобразительного искусства, вводящими детей в мир высоких духовно-нравственных образов.

 Взаимодействие педагогов с родителями по духовно-нравственному воспитанию

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования большое значение имеет взаимодействие педагога с семьями в деле духовно-нравственного воспитания ребенка, которое проходит через занятия и праздники, совместные мероприятия, родительские собрания, круглые столы, встречи со священнослужителем, на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей.

С родителями дошкольников педагоги проводят анкетирование, по вопросам актуальности духовно-нравственного воспитания, которое показало что большинство родителей, (а именно 53% по результатам анкетирования) весьма обеспокоены духовно-нравственным развитием своих детей и стараются использовать разные возможности для их воспитания. 85 % родителей удовлетворены работой педагогического коллектива детского сада по данному направлению.

В нашем детском саду дети живут в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее, что начнёт формироваться в детском саду, найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет исключительное влияние на последующее развитие и духовно-нравственные достижения человека


00:00 Цитата Сухомлинского
00:20 Представление детского сада «Огонёк»
00:45 Программы, по которым осуществляется духовно-нравственное воспитание в детском саду
01:15 Система духовно-нравственного воспитания
01:37 Цель духовно-нравственного воспитания дошкольников
01:56 Задачи духовно-нравственного воспитания детей в детском саду
02:32 Направления деятельности детского сада по данному направлению
02:49 Создание условий для осуществления духовно-нравственного воспитания
03:44 Кружок по ОПК «Мир — прекрасное творение»
04:28 Методическая работа в детском саду по данному направлению работы
05:15 Интегрирование духовно-нравственного воспитания в различные виды деятельности
06:03 Формы работы в детском саду по духовно-нравственному воспитанию
07:34 Взаимодействие педагогов с семьями воспитанников
08:04 Анкетирование родителей
08:29 Завершение и выводы

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*


Анти-спам: выполните заданиеWordPress CAPTCHA


8 Комментариев

  • Картинка профиля Александр Даниленко

    Если честно, но это так, чисто к статистическому сведению, лично я из садика помню 3-5 моментов. Так что думаю придавать такое значение воспитанию столь юных созданий, нужно ли.. *UNKNOWN*

    • Картинка профиля Андрей Федосов

      А то! Воспитание происходит максимум до семи лет; после семи — это уже коррекция и перевоспитание. И то, что вы забыли почти все из нежного возраста вовсе не означает, что вложенные тогда алгоритмы действий, нравственные вехи и представления о должном не влияют на сегодняшние ваши поступки. Как раз напротив — они-то и влияют :)

  • Картинка профиля Света Москвина

    Чудесное воспитание!
    И очень-очень нужное в наше не простое время. *THUMBS UP*

  • Картинка профиля Надежда

    А у Вас там только православные?

    • Картинка профиля Андрей Федосов

      Разумеется нет. В садике где ВСЕ дети православные любой сможет вести работу по духовно-нравственному воспитанию ;) :P Это же светский детский сад, там есть и дети мусульман, и вообще неверующих. Однако подчеркну, что ВСЕ делается с согласия и ведома родителей.

      • Картинка профиля Надежда

        Я извиняюсь за глупый вопрос, но в моей голове не всё ещё уложилось *UNKNOWN* На самом деле это очень здорово, то, что Вы делаете *THUMBS UP* Я даже не могу сформулировать, что меня больше поражает. Наверное, просто пессимистический взгляд на жизнь. Я думала, что это невозможно реализовать, но Вы мне показали пример, что нет ничего невозможного *BRAVO*