про добро и злоЧто такое добро и зло? Где проходит грань между грехом и не грехом? Можно ли жить без греха? Весь мир лежит во зле и что выбрать из двух зол.

Добро и зло, выбор из двух зол

Я думаю, что между грехом и не грехом, между добром и злом должна быть четкая грань. Но, к сожалению, Бог не даровал мне видеть эту грань. Я запуталась. Как идти посередине и не впадать в крайности? Приведу пример. Заспорили мы с мужем принести канцтовары или прочую мелочевку с работы домой (то есть своровать). Это грех или не грех? Я, конечно, уперлась, что воровство от размера не зависит. Хоть ручку, хоть скрепку — однозначно, воровство. А муж посеял в душе такую смуту, что я стала сомневаться. Может, я из букашки слона делаю. Говорит мне: «Тогда ты на принтере работодателя и на его бумаге раскраски детям распечатывала, значит, согрешила. Рабочее время не на работу потратила — тоже своровала. Чайник подогрела не во время обеденного перерыва электричеством работодателя — то же самое». И так далее. В общем, в этом докапывании до мелочей предела нет. Как, ища свои грехи, до абсурда не дойти? Как грань-то эту увидеть? Говорит мне: «Ты хочешь оставаться белой и пушистой на скотобойне. Ручку с работы она принести не может. Ты, значит, будешь ангелом бескрылым, а я — бесом. Будь тогда последовательна до конца. Ты знаешь, что какие-то деньги я заработал не очень честным путем. Заправил на них машину, вожу вас всех по садикам, школам, работам. Выйди из машины тогда и пешком иди. Это же нечестным путем заработанные деньги». Я почувствовала себя лицемеркой и как бы высокомерно задирающейся, что, типа, вот какая я праведница. А муж мой, может быть, выше, ближе к Богу, чем типа я, «ангел». Мне противно стало. И на следующий день я принесла с работы все, что только там плохо лежало. В общем, совсем я запуталась.

Вопрос, действительно, волнует многих. Кстати, пикантность, определенный колорит ситуации придает то, что автор вопроса по образованию юрист. Где и что она воровала, я не знаю. Может, какое-нибудь отделение полиции, адвокатская контора или прокуратура. Вот такая ситуация. И как быть в этом случае?
Давайте по порядочку. Что касается грани между грехом и не грехом, между добром и злом. Да, действительно, в этом есть абсолютно четкая грань. Но давайте определимся в терминологии. Что такое добро и что такое зло? Грех и не грех что такое, тоже определимся. Если долго не рассуждать, а в сухом остатке посмотреть, то я Вам так скажу. Бог — это источник всякой святости, блага, добра. Бог есть добро. Как солнце для нас — источник света, Он — источник добра для нас. А зло — это отсутствие добра, уклонение от добра. Движение не к добру, а в противоположную от него сторону. Подобно тому, как свет — это некая физическая субстанция, поток фотонов, физических частиц. Темнота — это не есть поток античастиц, антифотонов. Это отсутствие фотонов, просто отсутствие света. Или холод — это отсутствие тепла. Есть абсолютный ноль, холоднее не бывает. Нет источника холода. Есть источник тепла, но нет источника холода. Вот так же есть источник святости, источник добра, источник всего самого хорошего. Это Бог. А зло, грех — это то, что противоположность. Это отсутствие, ноль. Это не плюс бесконечность, минус бесконечность. Это от плюс бесконечности ноль. Вот это нужно понимать.kp_image
Так вот, абсолютное добро — это Сам Господь Бог. Абсолютная святость, абсолютная жизнь, абсолютное благо. Конечно, когда ты находишься внутри этого абсолютного блага, ты находишься в абсолюте. Но проблема в том, что мы всегда на пути. Бывает, особым промыслом Божьим Дух Святой находит на тебя. Тогда, как святые изображаются на иконах с нимбами, человек светится как бы изнутри. Духом Святым освещается. Духом Святым все это покрывается, и весь негатив исчезает. Но наше обычное состояние, к сожалению, ненормальное. Нормальное состояние — это как раз состояние святости. Это естественное нормальное состояние для любого человека. Но мы находимся в ненормальном состоянии. Оно для нас более обычное, привычное. Так вот, наше обычное состояние — это состояние движения. Состояние направления либо к Богу, либо от Него. Поэтому в этом состоянии нельзя четко сказать, что в тебе только благо или только грех. Нельзя сказать, что ты однозначно делаешь добро или однозначно делаешь зло. Все здесь напутано. Здесь все не просто так. Грех — это не просто некое действие, деяние. Грех — это состояние человека, состояние души и состояние мира, в том числе. И мы в этом пребываем.
Ваш муж правильно Вам сказал, что «ты хочешь остаться белой и пушистой на скотобойне». Это, конечно, грубо очень — скотобойня, но мысль его верна. Невозможно в этом мире остаться совершенно чистым от греха. По-любому ты с этим соприкоснешься. Просто потому, что ты — часть этого мира. Этот «мир во зле лежит» (1Иоан., 5:19). На это муж Вам указывает. Он довел до абсурда Ваши постулаты. А Вас подводит как раз Ваше юридическое образование и Ваша работа. Потому что Вы привыкли мыслить четко категориями законности: это закон, это не закон; это правильно, это не правильно. У Вас есть четкие установки. Но так, к сожалению, в жизни, а может, и к счастью, не бывает. Поэтому в некоторых случаях приходится выбирать не между добром и злом, а между двух зол, между двумя грехами. Между грехом большим и грехом маленьким. Злом большим и злом маленьким, например. Может быть, мы даже чаще всего в такой ситуации находимся. Поэтому нет такого здесь однозначно, что это правильно, а это — нет. Что касается того, чтобы с работы скрепки, ручку принести или бумагу, или воспользоваться принтером работодателя и так далее, тут Вы правы. Но Ваш муж тоже прав. И то, и то правильно. Здесь нужно «быть мудрым, как змий и простым, как голубь» (Мф., 10:16). Иногда нужно и воспользоваться принтером, и взять скрепку. Хотя это, может, будет не очень правильно, но иногда допустимо. А в душе при этом поскорбеть: «Господи, прости нас, грешных!» Такой мир, так получается, да.