Фанатики с Библией

Фанатизм

Как не заболеть Православием головного мозга

Боюсь жить. Боюсь греха. Соблазниться.

Здравствуйте, друзья! Начинаем воспитательную работу. Человек просит помощи в разъяснении проблемы. Читаю: «В последнее время замечаю за собой, что из-за страха совершить грех стала бояться жить. В компаниях много осуждения, стараюсь меньше ходить в гости. В магазинах соблазны и реклама, пытаюсь сидеть дома, чтобы не покупать и не соблазняться разными вещами. От этого появляется какая-то злость то на людей, то на себя. Может, это искушение какое-то? И еще возникает чувство тревоги, что живу пресно: работа, дом, храм. Приходят мысли о том, что, может, не нужно каждые выходные посещать храм, лучше пропускать богослужения и заниматься какими-нибудь другими делами. Посоветуете что-нибудь».

Дар Веры

Посоветую. А Вам надо действительно иной раз пропустить службу, заняться какими-нибудь другими делами, я очень советую. Ну а теперь давайте об этом поговорим подробнее, с самого начала. «В последнее время замечаю за собой, что из-за страха совершить грех стала бояться жить». Вот у Вас вера. Ваша вера, великий, прекрасный, драгоценный дар. Он должен наполнять Вашу душу, Вашу жизнь, делать ее более радостной. «Христос Воскресе, радость моя!», — преподобный Серафим ведь так говорил. То есть это постоянная пасхальная радость: радость о Господе, радость о воскресшем Христе, о родившемся Христе — не важно, просто о Христе. По-настоящему жизнь христианина — правильная религиозная жизнь — должна быть радостной, наполненной, созидательной, светлой, легкой. Христос говорил: «Иго мое благо и бремя мое легко… Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Мф.11:30) А у Вас не спокойствие, а какой-то страх, какая-то тревога, боязнь жить, страх совершить грех. Ваша духовная жизнь развивается не совсем в правильном направлении. Вот из того, что Вы здесь написали, и возникает вопрос: «Может, это искушение какое-то?» Да. И очень серьезное. И хорошо, что Вы меня спросили об этом, потому что Ваша духовная жизнь начинает развиваться не в ту сторону, в которую надо, и Вам нужно притормозить чуть-чуть, осмотреться, оглядеться, проанализировать, что не так. Не должно быть так. Вера должна приносить радость, удовлетворенность, покой. Она должна одухотворять, окрылять Вас, а не делать из Вас черепаху, которая прячется в панцирь. У Вас какой-то развивается фанатизм. Вот так он, собственно, и начинает развиваться. И сначала у Вас появляются признаки, ну, будем говорить грубо, легкой формы «православия головного мозга», затем может возникнуть более сложная форма этой проблемы, и далее — крайняя стадия. Так Вы можете стать какой-то фанаткой. Я чуть попозже скажу, откуда это берется. «В компаниях много осуждения, стараюсь меньше ходить в гости. В магазинах соблазны и реклама, пытаюсь сидеть дома, чтобы не покупать и не соблазняться разными вещами. Боюсь жить боюсь греха соблазнитьсяОт этого появляется какая-то злость то на людей, то на себя. И еще стало посещать чувство тревоги, что живу пресно: работа, дом, храм. Приходят мысли о том, что, может, не нужно каждые выходные посещать храм, лучше пропускать богослужения и заниматься какими-нибудь другими делами».

Как зарождается фанатизм

Теперь о том, откуда это все берется. Сейчас я брошу камень…Не хочется мне этого делать, но я боюсь, что по-другому не объясню Вам. Камень в моих собратьев, сослужителей моих, пастырей. Я очень часто, к сожалению, замечаю, как мои собратья проповедуют: что они проповедуют, как это делают, и обращаю внимание, что зачастую проповеди как-то не очень…Что я имею в виду? Если взять всю проповедь, которую произносит священник, и сжать ее до сути, убрать все житейские примеры, даже Евангельские, не важно, все убрать, оставить самую сердцевину, главную мысль, из которой вся проповедь состоит, то в чем будет заключаться ее суть? Очень часто (не всегда, но бывает) мысль такая… А, вот, кстати, Вы нажмите сейчас на паузу и попробуйте сами извлечь главную мысль из того, о чем говорит священник. Выразить суть сжато, одной фразой. Каков смысл, к чему он призывает, о чем говорит? Я жду…Давайте, на паузу жмите, я знаю, как Вы ставите на паузу и думаете. Ждете, что я вам все разжую и в рот положу уже готовенькое? Так, ладно, если не захотели сделать паузу, это ваши проблемы. А если поставили, значит, подумали. А теперь сравните с тем, что я вам скажу. Суть такая: Боженька для нас столько хорошего сделал, а мы такие негодяи. Это содержание проповеди. Содержание проповеди на Рождество Христово, на Крещение Господне, каждый воскресный день, на Сретение Господне, на Пасху, — эти проповеди можно будет свести вот к такой формуле: Боженька такой хороший, Он так много для нас сделал, а мы — вот такая неблагодарная тварь. А все остальное — это иллюстрации: примеры из Евангелия, жития святых, творений святых отцов, просто житейские примеры, выражения какие-то удачные святых отцов или просто духовенства, мирян. Одним словом, кто-то что-то сказал, замечательные какие-то слова. И вот это обыгрывается, а суть одна, о которой сказано выше. Ладно, это на самом деле не так уж и плохо, если бы не одно но, а именно… И вот здесь прошу внимания, это очень важно: довольно часто священник говорит не с теми, кто его слушает, а с теми, кто его не слушает. Смекаете, о чем я? То есть священник говорит будто с прихожанами, а на самом деле обращается к тем, кого нет в храме. Слова примерно такие: «Вот, вы ходите по магазинам вместо того, чтобы прийти в храм. В этих магазинах кругом соблазны, реклама. И покупаете себе всякие там вещи, соблазняетесь, потом ходите по компаниям, а там осуждение. И в общем безобразие вы творите». И все это он говорит не прихожанам, не тем, кто стоит в храме, а тем, кого нет. Это по идее слова, обращенные куда-то, к гипотетическим людям. А прихожане стоят, смотрят на него, хлопают глазками и думают: «Ба, действительно, зачем я пошла неделю назад и купила себе эту кофточку или блузочку, или еще что-нибудь там. Могла и без этого обойтись, а я вот соблазнилась, потратила деньги и время, а там еще рекламу какую-нибудь видела и вообще все это как-то неправильно. А две недели назад ходили в гости, посмеялись, посидели, действительно, было осуждение…». Вот такая идет накрутка, но сам батюшка ничего плохого не имел в виду, он не хочет из вас делать ваххабитов, накручивать вас, развивать у вас «православнутость». Нет, он этого не хочет, он не стремится к этому, Боже упаси. Священники у нас в общем-то адекватные люди, но подобную ошибку они иногда допускают, и чаще, чем этого хотелось бы. А в итоге получается то, что получается: паства «разогревается» все больше и больше. И Вы уже начинаете с этими установками жить, хотя это было сказано не Вам, Вы и так поститесь, молитесь, в храм ходите. И не так уж Вы и осуждаете, и по магазинам не часто бегаете, и ничего особенного тоже не покупаете: блузочки, кофточки…Все это ерунда. Все вы нормально делаете, все хорошо. Однако накручиваете себя, потому что Вы слушатель, а адресат не Вы. Вот такие дела. Поэтому даю дельный совет: во-первых, притормозить, немного осмотреться. Конечно, не оставляйте молитву, и храм не оставляйте, но Вам нужно осмотреться, проанализировать, что вы делаете, откуда это и правильно ли то, что получается. Все, что Вы описали, это, по моему мнению, тревожные звоночки. Что-то у Вас с духовной жизнью не в порядке, потому что вера — это прекрасно, это радость, это счастье, а Вы куда-то в другую сторону идете.


00:18 Вопрос : Как жить, если боюсь согрешить?
01:45 Вера-великий дар, пасхальная радость
03:00 Страх совершить грех. Правильно ли выбрано направление? О православии головного мозга
05:17 Возможные причины проблемы