Многими скорбями надлежит войти в Царствие небесное? Тема невинных страданий, насколько они оправданы, и почему они есть?

Ну да. Страдают дети, страдают невинные люди. Например, Украина, сколько там невинных детей, людей страдают. За что? Это невинные страдания. Тема очень сложная, потому что она вызывает отторжение, неприязнь: «куда же смотрит Господь? почему Он допускает, чтоб были невинные страдания?» Господь это может допускать, потому что Он сам через это прошел, испил чашу страдания до дна, и поэтому имеет «моральное право» допускать страдания — раз уж мир такой, то пусть там и происходит всякое, всякое. Он не вмешивается. Он не вмешивался так же, когда его распинали — с Ним сотворили то, что считали нужным. То же самое здесь происходит.

А вообще тема невинных страданий хорошо раскрыта в романе Достоевского «Братья Карамазовы». Там есть персонаж Старый Зосима, он в монологе своем тему невинных страданий озвучивает. В эту же копилку можно положить страдания женщины во время родов – она же мучается, когда рожает. Бывают и летальные случаи. Родился ребенок, ее страдания не кончаются — все время она будет в «муках рождения», в течении всей ее жизни. Она будет переживать и душевно страдать за своего ребенка. И даже, когда он будет взрослым, она будет за него переживать. И это тоже муки. Мать всегда за своего ребенка болеет душой, она его всегда рождает, в этих муках дает ему жизнь и силу жизни потом тоже ему дает. Поэтому невинные страдания, в каком-то смысле почему-то нужны. «Почему» — вопрос не ко мне. Если хотите углубиться в эту тему, то тема невинных страданий хорошо описана в романе Достоевского «Братья Карамазовы», мне кажется, там хорошо об этом отмечено. Правда, я читал давно; надо, кстати, освежить мои воспоминания.


Фрагмент трансляции от 18 июня 2014