Вот поэтому, собственно говоря, древо и названо Древом познания добра и зла. То есть в любом случае человек что-то бы познавал: оказывая послушание — познает добро, непослушание — познает зло. 

Библейский ликбез: Райская жизнь

http://kiberpop.podfm.ru/bibliya_likbez/87/file/podfm_kiberpop_bibliya_likbez_7.mp3

Райская природа

Доброе время суток, дорогие друзья. С вами КиберПоп и вы смотрите очередной выпуск библейского ликбеза.

В прошлые разы мы с вами очень хорошо разобрали такие вопросы как сотворение мира, поговорили о сотворении человека, его предназначении, о том, что такое образ и подобие божие в человеке. Прошлый раз говорили о сотворении Евы и вплотную подошли к теме грехопадения. Честно говоря, что-то так неохота о грехах да о падениях говорить. Я решил схитрить немножко и задержаться еще с вами в раю и этот выпуска посвятить райской жизни Адамы и Евы.

Тем из вас, которые сейчас скажут: «Ну, вот, опять двадцать пять! А мы-то надеялись было, что он нам сейчас расскажет о грехопадении Адама и Евы и все такое». Ребята, не суетитесь, все будет, всему свое время. Тем более в грехопадении ничего такого пикантного не было.

Райские заповеди

Между прочим, Адам и Ева — это были муж и жена, которых Господь благословил «плодитесь и размножайтесь». Это было благословение Божье. И мы говорили о том, что это такое, что значит заповедь Божья «плодитесь и размножайтесь». Это не значит, что получайте удовольствие. Это означает, что не надо быть эгоистами, нужно проявлять заботу друг о друге, о своем потомстве. Ведь детей рожать и воспитывать — это же дело хлопотное.

Сегодня один анекдот слышал. Один человек другого спрашивает: «К тебе дети как относятся?». «Да как к Господу Богу». «Ого, а как это?». «Да, внимание не обращают, живут своей жизнью, не слушаются совсем. Зато если что случиться…»

Шутки в сторону, друзья мои. На самом деле заповедь «плодитесь и размножайтесь» это вовсе не получайте удовольствие. А это перестаньте заботиться о себе и начните заботиться о других: о своих детях, о своем потомстве.

Но кроме того Господь заповедовал «наполняйте землю и обладайте ею». Что значит «наполнять землю»? Значит, осваивать новые территории, распространяться по этой земле. А земля ведь, понимаете, разная бывает. Нужно же новые и новые земли как-то потихонечку осваивать, идти туда, где раньше никто не жил и там как-то жизнь свою обустраивать. Это довольно-таки не просто. Представляете, там нет ни железных дорог, ни автомобильных дорог, ни электричества, ни сотовой связи, ни интернета, ни воды, ни газа — ничего. Это нужно все потихонечку, потихонечку осваивать. Это тоже хлопотно.

А что значит «обладайте ею (то есть землею)»? Это значит, научитесь использовать землю, использовать так, чтобы все материальное, оно приносило вам какую-то пользу. Научитесь добывать руду, из нее (из этой руды) добывать железо, из этого железа делать какие-то инструменты и так далее. Мы сейчас в этом отношении очень хорошо продвинулись. Но вообще-то это был процесс и процесс очень долгий. Так что «наполняйте землю, обладайте ею» — это серьезно.

Ну, а кроме того Господь поселил Адама в раю и заповедовал «возделывать и хранить сад Едемский». То есть тоже не быть баклуши, все-таки заниматься каким-то трудом. Правда, труд райский был все-таки благословением, на самом деле, то есть тяжести труда не было. Все давалось, надо полагать, легко и свободно, потому что мир был в гармонии весь, не такой как сейчас. Он сейчас осквернен, порушен. Мы сейчас живем в падшем мире, мир во зле лежит. Но тогда это было не так, тогда было все хорошо весьма. И поэтому трудиться было легко и приятно.

Наречение имен животным — признак власти над миром

Еще очень интересен момент, когда Адам нарекает именно животных, когда Господь приводит к нему животных и он их называет как-то. Мы сейчас живем с вами большей частью во времена, когда в большей степени утерян навык наименования чего бы-то ни было. Мы своим детям имена даем так — нравится имя, мы его и дадим своему ребенку, хочу вот так и все.

А в древности (а у многих народов до сих пор сохраняется такой навык) имена давались именно со смыслом. То есть человек пытался увидеть какую-то изюминку, что-то такое подметить, и вот в имени именно это отразить. Так вот в те далекие времена это было особенно ярка. И Адам когда называл имена животным, не просто нарекал, не просто так произносил какие-то слова, которые становились названием животных.

А он пытался понять суть. Ведь он же самый молодой был. Господь сотворил человека в конце творения, позже всех. Адам был самым молодым. Но он сотворен как владыка над этим миром. И власть в том числе проявляется в его возможности наименовать, дать имя. Именно Адам как царь, как владыка над миром нарекает имена животным.

Первая семья появилась в раю

Что касается сотворения Евы, то мы с вами в прошлый раз хорошо очень об этом поговорили. Добавить здесь особо нечего. Но я хотел бы обратить ваше внимание вот на что. Господь не просто сотворил Адама, и не просто сотворил Еву — Он сотворил семью. И собственно говоря, семья как таковая появилась в раю, первая семья. И в принципе семьи наши — это порождение рая, райской жизни, вот так вот скажем.

Но тут скептики говорят, что хорошую вещь браком не назовут. Но я возражу, что в общем-то от нас с вами зависит, как мы будем называть нашу с вами семейную жизнь, райская жизнь или браком в плохом смысле слова.

Еще на какой момент хочу обратить ваше внимание. Когда в свое время я учился в университете, там преподавали семейную психологию и в том числе лекцию читали на тему, что раньше в глубокой древности, когда только люди перестали быть обезьянами и стали людьми, в общем семьи как таковой не было и люди жили (нашим термином выражаясь) свальным грехом. То есть спаривались как попало, кто с кем как современные собаки, не взирая ни на какие родственные связи и вообще в хаотичном порядке.

Только со временем, с развитием общества, с усовершенствованием чего-то там человечество приподнялось до гаремной семьи, когда один муж у нескольких жен и потом постепенно, постепенно, постепенно дошли до жизни такой и стала моногамная семья, когда один муж, одна семья и все якобы прекрасно.

Такой комментарий к этом мнению, это распространено в науке мнение. Но я такой комментарий свой скажу. Наши ученые живут в иллюзорном каком-то своем мире. Если посмотреть на реальность, которая нас окружает, то все выглядит совсем наоборот. Сейчас институт семьи полностью деградирован и уничтожается прямо на глазах. Брак обесценен. Сейчас это очень видно, что он обессмысливается, обесценивается. Люди свободно живут, сходятся, расходятся, такие браки, сякие браки, гостиничные, гражданские, еще какие не поймешь. То есть происходит полный хаос. И получается, что человечество не начало свою историю со свального греха, а заканчивает им.

А вот в раю-то как раз первый брак, первая семья была самая настоящая полноценная семья. А потом постепенно все это вот деградирует и обесценивается, к сожалению. На западе посмотрите, дошли до того, что благословляют и регистрируют однополые браки. Я не знаю, как даже сказать. Ни в какие рамки это не влазит, это ужасное извращение вообще самого понятия семьи.

Что знали и чего не знали Адам и Ева

Чего Адам и Ева не знали? Во-первых, они не знали, что такое совесть. Потому что совесть проявляет себя только когда человек что-то нехорошее сделает. Они не знали, что такое стыд. И в Священном Писании прямо об этом указывается, что «и были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились». А чего им было стыдиться? Они абсолютно чисты, им не было чего стыдиться.

Знали ли они, что такое зло? В теории, наверное, знали. Потому что когда Господь сотворил Адама, он через какое-то время сказал, что «нехорошо быть человеку одному, сотворим ему помощника соответственного ему». И потом было наречение имена животных.

Так вот, нехорошо быть человеку одному. Давайте, спросим себя, что это такое. И мы с вами не испытываем ли какое-то одиночество, отчужденность иногда? Хотя нас может окружает огромное количество людей, мы может быть живем даже в большом доме, где много квартир и много окон светиться вечерами, но не чувствуем ли мы себя одинокими зачастую в этой жизни? Так вот одному нехорошо быть, когда люди обосабливаются друг от друга, разделяются, отгораживаются, удаляются друг от друга — вот это нехорошо. И Адам, наверное, в теории по крайней мере знал. Так что какое-то теоретическое знание у них было.

Еще Адам и Ева не могли умереть. Потому что в раю Господь насадил еще древо жизни, некое таинственное древо жизни, питаясь плодами которого Адам и Ева, как-то поддерживалась у них жизненная энергия. То есть они были бессмертны не по природе своей, а по благодати божьей. Может быть это древо жизни это была некая форма Боговоплощения, даже может еще что-то. Тут это таинственно все очень.

Древо познания добра и зла

Еще было одно древо — Древо познания добра и зла. Возможно, в этом древе, то есть в плодах этого древа, ничего таинственного не заключалось. Возможно, это было самое обычное древо, которых в раю было много. Господь именно с него запретил вкушать плоды.

Почему это было сделано? Это было необходимо для того, чтобы человек мог реализовать свою свободу. То есть это как индикатор свободы. Вот сейчас мы еще немножко о свободе с вами поговорим. У зверей есть тоже свобода такая своя. Пойти этому зверю или побежать, остаться на месте, повернуться направо или налево, напасть или отступить — это зверь решает сам. Но и у человека тоже есть такая свобода.

Но нравственной свободы выбора у зверей нет. И у человека тоже есть такая звериная свобода, но без нравственной свободы он чем бы от животного отличался? Ничем. То есть нужно было что-то такое, что давало человеку возможность в принципе выбрать, ты вообще с Богом или против, будешь ты его слушаться или нет. То есть какой-то нравственный выбор должен быть.

И вот наличие этого, возможности, принципиальной возможности выбора — это и есть индикатор нравственной свободы человека.

Почему оно названо «древом познания добра и зла»? Потому что если человек свободно выбирает послушание Богу и не вкушая (то есть он так реализует свою свободу), то он познает благотворное влияние этого послушание на себя и совершенствуется в добре.

Если же он тоже добровольно выбирает непослушание, отказывается от промысла божьего себе и идет другим путем (то есть бросает такой вызов), то он оказывается в стороне зла. Потому что Бог есть источник благости и добра. Естественно, а удаление от этого источника это, естественно, обращение в область зла. Так вот, если человек добровольно выбирает непослушание, то он познает, что такое зло и начинает совершенствоваться во зле. Вот поэтому, собственно говоря, древо и названо Древом познания добра и зла. То есть в любом случае человек что-то бы познавал: оказывая послушание — познает добро, непослушание — познает зло.

Ну вот и все, друзья мои. На этом мы в общем-то исчерпали тему райской жизни. Как это не печально, не прискорбно, все основные моменты проговорили, основные какие-то вехи расставлены. И впереди нас с вами ждет очень серьезный разговор о грехопадении. Тема надо сказать ключевая. Хорошенько в ней не разобравшись, высок риск, что вообще в Священном Писании ничего не разберешься.

Поэтому нас ждет впереди целый ряд выпусков библейского ликбеза, посвященных одной единственной теме — грехопадения.