Изгнание Адама и Евы из рая после грехопаденияобращение к его совести, к его сердцу и попытка достучаться и вызвать какое-то покаяние показала, что грех так быстро слишком далеко уже проник. Поэтому Господь оставляет Адама, обращается к Еве «Что ты сделала?». Она поступает точно так, как и ее муж — «это меня змей обольстил». Они в общем с себя стрелки перевели

http://kiberpop.podfm.ru/bibliya_likbez/97/file/podfm_kiberpop_bibliya_likbez_10.mp3

Библейский ликбез: Грехопадение. Часть 3

Добрый день, дорогие друзья. Вы смотрите очередной выпуск библейского ликбеза.

В прошлые разы мы говорили о грехопадении, а точнее о том, в чем заключался грех, суть этого греха и каковы были его последствия. Мы говорили о том, что в результате этого сознательного действия в природу человека вошла смерть. И в прошлый раз мы как раз о смерти.

В православном богословии это именуется «первородным грехом». Но, может быть, точнее это назвать «повреждением человеческого естества».

Если вы не смотрели прошлый выпуск, то обязательно это сделайте.

Итак, продолжим.

«И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня. И скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая. И воззвал Господь Бог к Адаму, и сказал ему: где ты? Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся. И сказал: кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть? Адам сказал: жена, которую Ты мне дал. Она дала мне от древа и я ел. И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: Змей обольстил меня, и я   ела». (Бытие 3; 8-13)

Райские «прятки» после грехопадения

Некоторые веселятся на этот счет, говорят, мол вот видите, Господь Бог не знал, где находиться Адам! Ходит по раю, заглядывает под листочки и спрашивает: «Адам, где ты? Не вижу, не могу тебя найти».

Ничего подобного. Господь Бог прекрасно знал, где находится Адам. Не только где он находится географически, но и в каком он состоянии духовном тоже знал. А вот знал ли Адам, что с ним вообще произошло?

Вопрос «Где ты?» обращен к совести Адама, к его сознанию, это попытка достучаться до него и пробудить в нем этот же вопрос, «а где я нахожусь и что вообще со мной происходит?», «что я в этих кустах вообще делаю?», «от кого я здесь прячусь?», «что произошло?».

Но эта попытка не возымела действий. Адам себе этот вопрос не задал — он вполне объяснил, что вот я спрятался, потому что услышал Твой голос, потому что я наг. Опять же, вроде как ни я виноват: Ты меня создал, а одежды у меня нет, Ты мне что-то там недодал, не смог прикрыть мою наготу…

Видите, какая степень отчужденности человека от Бога?

Призыв к покаянию

И Господь тогда спрашивает: «А кто сказал тебе, что ты наг? Не ел ли ты от дерева, от которого Я заповедовал тебе не вкушать от него?». Опять как будто не знает; Он прекрасно знает, но намекает — ты покайся! яви покаяние, осознание, что вот твое сегодняшнее положение — что ты спрятался в кустах, что ты ощущаешь свою наготу, и ты страх испытываешь — это все результат того, что ты съел от этого дерева, от которого Я заповедовал тебе не есть.

Но Адам сказал: «Это жена, которую Ты мне дал». То есть я у Тебя ее не просил. Это Ты мне ее дал, и она мне дала плодов. Я думал, раз она мне дает (она как бы от Тебя), то вроде как все нормально. Я ел. То есть — Ты виноват.

В общем, с Адамам все стало ясно — у него кругом все виноваты. Ему недодали одежду, поэтому он стесняется и прячется в кустах и вообще жена, которую ему Господь подсунул, она что-то ему принесла и он съел, поэтому что тут с него возьмешь? Все виноваты, кроме него.

Обращение Господа к Еве

То есть обращение к его совести, к его сердцу и попытка достучаться и вызвать какое-то покаяние показала, что грех так быстро слишком далеко уже проник. Поэтому Господь оставляет Адама, обращается к Еве «Что ты сделала?». Она поступает точно так, как и ее муж — «это меня змей обольстил». Они в общем с себя стрелки перевели.

Первоевангелие

И Господь обращается тогда к змею: «И сказал тогда Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклятый перед всеми скотами, перед всеми зверями полевыми, ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей. И вражду положу между тобою и между женой, и между семенем твоим, и между семенем ее. Оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту» (Бытие 3; 14-15)

Здесь Господь у змея ничего не спрашивает, а говорит ему Свою волю. И говорит очень интересные слова: «Вражду положу между тобой и женою, и между семенем твоим, и между семенем ее». О чем здесь идет речь? Что такое «семя жены»? Святые отцы это место толкуют более-менее одинаково: они говорят о том, что здесь мы видим обетование Господа Бога о том, что когда-то на земле родится человек-спаситель, который поразит змея в голову. Здесь подразумевается Господь наш Иисус Христос.

«Ты будешь жалить его в пяту, но он будет поражать тебя в голову». То есть не именно со змеями бороться, а с тем делом, которое сделал змей соблазнив людей. То есть разрыв, который произошел между человеком и Богом, и рознь между людьми и внутри самого человека, все это должно быть преодолено. Для этого когда-то придет некто, названный «семенем жены» и он это сможет победить.

Эти библейские слова называются первоевангелием, то есть первым свидетельством о том, что то состояние, в котором теперь оказался Адам и Ева, будет не вечным и когда-то оно измениться.

Обращение Бога к Адаму и Еве

И дальше Господь говорит уже людям о том, что будет с ними дальше происходить. Слова, которые я сейчас зачитаю, не надо воспринимать, как наказание Божие за грех. Вовсе не наказание. Можно так сказать (современным сленгом) — Господь объясняет им теперь новые правила игры, потому что они оказались совершенно в новой реальности. В результате своего выбора, своего действия, они оказались совершенно в иной ситуации, которая для них совершенно незнакома и теперь Он им объясняет, а что теперь с ними дальше будет происходить.

«Жене сказал: Умножая, умножу скорбь твою беременности твоей; в болезни будешь рожать детей; и к мужу твоему влечение твое; и он будет господствовать над тобой. Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей, и ел от дерева, от которого Я заповедовал тебе, сказав, не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; тернии и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься. И нарек Адам имя жене своей Ева, ибо стала она матерью всех живущих. И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их» (Бытие 3; 16-21)

Друзья мои, что тут сказать? По-моему все очень просто и понятно. Если вы что-то не уловили и в чем-то затрудняетесь, пожалуйста, в комментариях напишите и я вам поясню.

Но на пару моментиков я бы хотел обратить ваше внимание. Первое — «проклята земля за тебя». Это очень звучит впечатляюще. Почему проклята земля? Помните, мы говорили о великой ответственности человека за весь мир, потому что он сотворен владыкой этого мира. И коль он владычествует этим миром, то и отвечает за него и его решения, его выбор будет влиять на весь мир. И не только Адам и Ева как отдельно взятые люди отпали от Бога и что-то с ними какая-то катастрофа произошла. Вовсе нет. Весь мир пострадал. Тот самый мир, которым были призваны владычествовать люди.

«Тернии и волчцы произрастит она тебе». Вот об этом тоже не так давно я имел один разговор с человеком очень духовным. Архиереем. Как-то я выразил свое удивление, какое-то восхищение: как много разных тварей в море живет — всякие медузы, ядовитые рыбы и змеи; как Господь их всех создал! А он задумался на секунду и казал: «Нет, их не Господь создал. Они сами создались».

Потому что Господь же сказал «да произведет вода душу живую». Помните, мы говорили с вами, когда говорили о сотворении? И вода дальше производила. И она производила что-то хорошее, пока земля была невинна и чиста. Но после грехопадения стали происходить всякие процессы. Не только что-то хорошее, стало новое нарождаться в воде (да и на земле, и везде), но и в том числе всякие такие твари ядовитые, нехорошие бактерии, вирусы и прочее, прочее, прочее. Так что последствия грехопадения коснулись не только Адама и Евы. Это первый момент.

А второе — это «сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их». Здесь я не берусь утверждать ни так ни сяк, но есть некоторые толкователи, которые утверждают, что до этого момента люди были духовными созданиями, вроде как ангелы. А вот кожаные одежды — это собственно говоря, тела. Другие говорят — нет, это просто элементарно одежды, действительно кожаные. Но здесь пусть каждый выберет, что ему больше нравиться.

Изгнание Адама и Евы из рая

«И сказал Господь Бог: вот Адам стал как один из Нас, зная добро и зло».

Друзья мои, не обольщайтесь, это горькая ирония. У Господа Бога хорошее чувство юмора. В данном случае это горькая ирония — «стал как один из нас».

«И теперь, как бы не простер он руки своей, и взял же так же от дерева жизни, не вкусил и не стал жить вечно». Речь идет о том, чтобы Адам не зафиксировался навсегда в состоянии падшести. Вот этого было допустить нельзя. И поэтому «выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят. И изгнал Адама. И поставил на востоке у сада Едемского херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни». И стал для нас рай потерянный.

Вот так бесславно закончилась история райской жизни Адама и Евы.

Заключение

А вместе с ней закончились и такие важные темы, которые мы должны были с вами прорабатывать детально, очень подробно, чему я, кстати говоря, рад — теперь у нас дела пойдут намного живее и быстрее.

На сем прощаюсь с вами. Если у вас возникли какие-то затруднения, непонятно что-то вам стало, имеются вопросы — пожалуйста, обращайтесь в личку, пишите в комментариях. Буду рад получить от вас отзывы.

До следующих встреч.


00:00 Приветствие и объявление темы
00:53 Чтение библейского текста (Быт.3; 8-13)
01:43 Райские «прятки» после грехопадения
03:18 Призыв к покаянию
03:53 По мнению Адама в грехопадении виноват Господь Бог
04:15 Обрашение с вопросом к Еве
05:07 Слова Божии к змею; первоевангелие (Быт.3; 14-15)
07:27 Обращение Бога к людям после грехопадения (Быт.3; 16-21)
09:08 Почему за грех человека проклята земля?
11:57 Кожанные ризы
12:38 Изгнание Адама и Евы из рая (Быт.3; 22-24)