Смерть с косойчто мы имеем в сухом остатке? А очень печальный результат. Разделение, разрушение: человек от Бога оторван и между собой люди враждуют. И сам в себе человек тоже разделен и разрушен. У нас отдельно разум, отдельно чувства, воля, сердце, у нас все живет само по себе

Библейский ликбез: Грехопадение 2 — Смерть

http://kiberpop.podfm.ru/bibliya_likbez/94/file/podfm_kiberpop_bibliya_likbez_9.mp3

Добрый день, дорогие друзья! С вами КиберПоп и вы смотрите библейский ликбез. Сегодня мы с вами продолжим тему грехопадения и будем говорить о смерти.

Так, стоять! Не бояться, и не разбегаться — друзья мои, ничего страшного не будет! К тому же, когда-то же нужно поговорить об этом, посмотреть смерти в глаза: что же это такое. Так почему бы не сегодня?

Откуда взялась тема?

Почему же такая экзотическая тема? Все очень просто, на самом деле Господь ведь говорил Адаму, «не вкушать от древо познания добра и зла, потому что в день, в который ты вкусишь, от этого древа смертью умрешь». Речь идет о смерти. А змей лукавый, когда Еву искушал, говорил: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются у вас глаза и вы станете как боги, знающие добро и зло», то есть не умрете.

И правда, когда Ева вкусила, она тут же сразу замертво не упала, не умерла. Так о чем же говорил Господь?

Что такое смерть?

Сегодня, когда мы говорим про смерть, мы имеет в виду разделение души и тела, то есть душа выходит из тела, произошло разрушение. На самом деле так и сесть. Смерть это, действительно, разделение, разрушение, это разрывание единого целого на множество частей. И на первый взгляд, хотя Ева как будто бы и не скончалась на месте сразу же, но тем не менее давайте внимательно посмотрим, что с ней происходит? Это видно из самого текста Библии.

Начало действия смерти

Во-первых, перед ней стоит выбор, либо доверять Богу — Он любящий Творец и Отец, и желает блага и добра; либо противопоставить себя Богу, посчитав, что Он коварен, лжив, хитер и хочет тебя лишить чего-то заслуженного и обделить тебя. А разве здесь не происходит разделение, человек от Бога? Вот уже происходит разрушение, правда же? Так что смерть уже начинает действовать в тот самый миг, когда человек решил противопоставить себя Богу — происходит разрыв между человеком и Богом.

Кроме того, ведь Господь есть источник жизни. И если человек противопоставляет себя источнику жизни и начинает идти в противоположную сторону, то он конечно же попадает в область смерти.

Проявление смерти

Поняла ли Ева, что произошло, когда вкусила плод? Я думаю, вполне поняла. Она уже стала такой, как мы с вами. Что она могла в этот момент почувствовать? Я думаю, наверное, страх. Страх — что ты дальше будешь с этим делать? Вообще как быть, ведь придется же нести ответственность за все это дело? И с тем, чтобы разделить эту ответственность и даже, может быть, ее переложить (часть ответственности, по крайней мере) на кого-то, она что делает? Она делает то же самое, что с ней сделал змей – она соблазняет Адама, она дает Адаму эти плоды.

Знал ли Адам, что она ему дает? Конечно, знал. Если бы не знал, то и греха бы не было. Он просто ничего бы не почувствовал бы — вот, подсунули, он пал жертвой, кто-то так вот с ним сделал. Нет, перед ним встал точно такой же выбор, как и перед Евой, она его точно в такую же ситуацию поставила – поверить в то, что Господь тебя обманывает, что на самом деле ничего не произойдет, противопоставить себя Богу внутри себя и сознательно (сознательно!) пойти против Бога. Только так возможно было грехопадение. Поэтому она предложила и он знал, что она ему предлагает и вкушал.

Но, смотрите, ведь Ева использует своего мужа, как средство снять с себя часть ответственности. Он все-таки муж, он первый, она ЗА ним, вроде как «я не одна такая, вот, он тоже такой». Как средство. А когда один человек использует другого человека как средство, то между ними уже нет единства. То есть разрушение проявляется не только в том, что человек от Бога отпадает, но и даже люди между собой, они тоже уже разделяются, становятся чужими друг другу. В данный момент Ева использовала своего мужа.

«И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги. И сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания»

Все начало сбываться — действительно, глаза открылись. Но как-то не в ту сторону, в которую они рассчитывали. Вместо того, чтобы стать как боги, они увидели, что наги и устыдились друг друга.

Вот это, кстати, тоже очень интересный момент. Во-первых, устыдились, потому что между ними уже дистанция, все, они уже стали как бы чужими друг другу. Это первое.

Что такое стыд?

Второе, каков механизм стыда? Как он возникает? Тоже очень интересно. У нас, у людей, есть особенность – мы судим о других людях по себе. И вот в данном случае как это сработало: когда Адам вкусил плода, он посмотрел на Еву уже не невинными глазами, а похотливыми. И подумал, что она тоже на него так смотрит. Коль, он на нее так, значит, и она тоже так. И вот этого ее взгляда уже стыдится.

Так что стыд возникает там, где есть грех. Это как лакмусовая бумажка, которая меняет цвет там, где есть кислота или щелочь. Так же и стыд. До грехопадения стыда не было, он появился в результате. То есть он проявляет наличие греха в человеке.

Обратите внимание, дети наши маленькие ведь не испытывают стыда никакого. И только с возрастом, с годами, становясь все старше и старше, когда у них уже какие-то мыслишки начинают крутиться в голове такие вот, не очень-то хорошие, вот тогда они начинают стыдиться и стыдливо так тупят взор, и краснеют, когда речь заходит о чем-нибудь этаком. Это не говорит об их невинности. Это говорит о том, что там уже во всю грех проявляет себя.

И поэтому на православных иконах вы, например, нигде никогда не найдете, скажем, изображение Божией Матери, стыдливо опустившей глаза. Такого нет. В молитвенном состоянии да, но не в состоянии стыдливости, как это иногда бывает на католических изображениях Божией Матери. Потому что стыд проявляет грех.

Кстати, об этом есть у Федора Михайловича Достоевского очень интересный замечательный рассказ, называется «Сон смешного человека». И вот он там попытался представить себе, как бы выглядело человеческое общество, если бы не было грехопадения; как бы мы жили, чтобы у нас было, чего бы у нас не было. Он как раз тоже пишет о том, что люди не знали бы, ни что такое стыд, ни что такое совесть, ни что такое справедливость. Они даже не понимали бы эти понятия, они даже не могли бы осознать, что это такое. Не было бы у них церкви, не было бы у них религий. Ничего бы у них этого не было, потому что все это, хотя само по себе хорошая вещь, но все это как раз результат грехопадения и как реакция, так скажем, человеческого сообщества, человеческого организма на грех.

Смерть проникает в природу человека

Итак, что же мы видим? Мы видим, что происходит разделение, разрушение, человек отделяется от Бога. Люди между собой тоже разделяться. То есть смерть, которая есть разрушение, разделение, уже начинает действовать.

Дальше идем: «И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю, во время прохлады дня». Видите как точно, как четко подмечено! Они услышали голос Господа Бога, ходящего в раю. Где-то там, Он там, где-то далеко, они здесь, а Он там. Ни в своем сердце они Его услышали, ни в своей душе услышали. Они вообще в раю пребывают, они вообще в Боге должны, как в океане пребывать. Но они услышал Его где-то вдалеке.

И что же они сделали? «И скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая». То есть они прячутся в кустах.

Вот скажите, пожалуйста, даже с нашей точки зрения… мы с вами в раю не жили ни одного дня пока еще, и с Господом Богом мы вот так вот не общались как Адам, но ведь даже и нам понятно, что это же бесперспективно прятаться от Бога в кустах, между деревьями рая.

А они так поступают. Почему? А это уже иррациональный поступок, потому что разделение касается не только внешних вещей — человека от Бога, людей между собой, но и человек сам в себе уже разделяется. У него уже разум сам по себе живет, воля сама по себе живет, чувства сами по себе живут, душа там как-то сама, тело как-то само. То есть все, человек уже внутри себя разделяется. Хотя еще вроде бы внешне он живет, не умирает, но в нем уже начинает действовать смерть. Отсюда такой совершенно безумный поступок.

Итак, друзья мои, что мы имеем в сухом остатке? А очень печальный результат. Разделение, разрушение: человек от Бога оторван и между собой люди враждуют. И сам в себе человек тоже разделен и разрушен. У нас отдельно разум, отдельно чувства, воля, сердце, у нас все живет само по себе и каждый что-то свое там диктует, и каждый свое что-то требует. И все это заканчивается в конечном итоге окончательным торжеством смерти, когда душа от тела разделяется и мы говорим, что человек умирает.

Первородный грех

На самом деле, смерть в нас «живет» и сегодня, и сейчас, хотя мы сидим и разговариваем с вами. И вот это повреждение человеческой природы называется в православном богословии «первородным грехом». Надо сказать, что название не очень удачное, потому что у нас грех ассоциируется просто с каким-то поступком. На самом деле это просто название такое, а имеется в виду не какой-то грешок, а именно повреждение природы, которое произошло вследствие того, что люди противопоставили себя Богу и закрепили это конкретным действием.

На этом мы с вами этот выпуск библейского ликбеза заканчиваем, но тема грехопадения продолжится в следующий раз.

Всего вам доброго!


00:00 Приветствие
00:26 Обозначение темы: говорим о смерти
01:06 Что такое смерть?
01:44 Начало действия смерти в человеке
02:56 Искушение Евой Адама
05:22 Что увидел Адам и Ева после грехопадения?
05:49 Механизм стыда
09:17 Последствия грехопадения
11:28 Выводы