Змей и Ева с яблокомИскушение состояло не в том, что хочется кушать, а в том — кому довериться? Поверить в то, что Господь любит тебя, что Он добра тебе желает, довериться Ему и остаться Ему верным или поверить в то, что Он лжет, коварен и что Он чего-то хочет тебя лишить, и пойти против Него?

Библейский ликбез: Грехопадение. Часть 1

http://kiberpop.podfm.ru/bibliya_likbez/90/file/podfm_kiberpop_bibliya_likbez_8.mp3

Доброе время суток, дорогие друзья! С вами КиберПоп и вы смотрите очередной выпуск библейского ликбеза.

Сегодня мы начинаем очень серьезную тему, которая называется «Грехопадение». О ее важности я говорили уже неоднократно и, надеюсь, вас достаточно сильно напугал, чтобы вы отнеслись к ней серьезно; и не переборщил, чтобы вы не разбежались.

О сотворении, предназначении человека, о заповедях, которые Господь дал Адаму и Еве в раю, в том числе заповедь «не вкушать от древа познания добра и зла» и о самом этом древе мы говорили с вами в прошлых выпусках библейского ликбеза. И я настоятельно рекомендую вам их посмотреть, если вы этого еще не сделали. Посмотреть выпуски можно либо на моем видеоблоге kiberpop.ru, либо на моем канале в Ютубе — КиберПоп ТВ

О грехопадении нам рассказывает третья глава книги Бытия. Итак, текст: «Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог, не ешьте ни от какого дерева в раю?».

Кто такой «змей»?

Сразу вопрос: это что за живность такая, которая хитрее всех, да еще и разговаривает? Все толкователи сходятся, что речь здесь идет не столько о этом создании, сколько о том, что это создание использовал в своих коварных целях нечистый дух — сатана, использовал как орудие, как инструмент.

Вот вопрос, который он задает, конечно, очень коварен. «И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плодов дерева, которые среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть».

Искушение Евы

Итак, почему змей обратился именно к жене? Наверное, он рассудили так, что это более слабое звено. Почему? Потому что Ева была более молодая, чем Адам (Адам был сотворен раньше — он давал имена животным и именно ему Господь дал заповедь не вкушать от древа познания добра и зла), и была более наивная что ли, неопытная, и змей рассудил, видимо, что это слабое звено. Наверное, он был прав в данной ситуации.

И из ответа Евы уже видно, что наполовину своего желаемого он достиг. Чего он хотел? Он хотел, чтобы люди нарушили заповедь, и наполовину этого уже достиг. Из чего это видно? Во-первых, смотрите, как коварно строиться вопрос: «Подлинно ли сказал Бог: не ешьте никакого дерева в раю». Типа, он не в курсе. На самом деле, все он прекрасно знал, коварно задавал специально вопрос так, чтобы отвечая на него, человек невольно сосредоточил свое внимание на древе познания, сосредоточился.

И так и произошло: «И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть, только плоды дерева, которые среди рая…». То есть со всех мы можем, а вот с него…. «А что это оно такое особенное?» — сразу мысль ей приходит в голову. Со всех можно, а с этого нельзя. Какое-то интересненькое, надо полагать.

«И сказал Бог: не ешьте их и НЕ ПРИКАСАЙТЕСЬ к ним, чтобы вам не умереть». То есть произвольно увеличивает, усиливает заповедь. Но женщины, надо сказать, склонны к преувеличению некоторому: Господь не говорил «не прикасайтесь», Он сказал «не вкушайте» и все. Ева чуть-чуть усложнила задачу. Видимо, у нее может уже сердце как-то ёкнуло и она уже обозначает, что ей собственно древо это стало интересно.

Как Ева должна была бы поступить?

Ну, а как Ева должна была бы поступить в данной ситуации? А очень просто. Она должна была бы поступить так, как в данной ситуации положено поступить владычице. Ведь Адам и Ева были сотворены Богом владыками над землей. «И да владычествуют они над птицами небесными, над рыбами морскими и над всеми зверями» и так далее.

И по идее, коль змей такие вопросы задает, она должна была ему сказать «А твое какое дело? Ползешь себе и ползи своей дорогой, не суй свой нос, куда не следует». Потому что речь какую он ведет? О том, что Господь им (людям, владыкам) заповедовал. Какое тебе дело? Ползи далее и все. И все на этом бы и остановилось. А она вступила с ним в разговор, и это уже ошибка! Это уже было неправильно. Она стала рассуждать на те темы, которые змея совершенно не касаются.

Продолжение соблазнения Евы

И вот как результат, змей продолжает соблазнять Еву, перешел уже в атаку и говорит: «И сказал змей жене: нет, не умрете». То есть прямо обвиняет Бога во лжи. Господь сказал: «Чтоб вам не умереть», а змей сказал: «Нет, не умрете, но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло».

Выходит, что Господа Бога змей выставляет коварным Творцом, который хочет лишить человека чего-то такого важного и заслуженного. А себя выставляет неким благодетелем, который подсказывает, как правильно нужно поступить. И выбор, который стоит перед Евой, на самом деле вот какой: верить Богу или нет? Вот выбор ее!

Искушение состояло не в том, что хочется кушать, а в том — кому довериться? Поверить в то, что Господь любит тебя, что Он добра тебе желает, довериться Ему и остаться Ему верным или поверить в то, что Он лжет, коварен и что Он чего-то хочет тебя лишить, и пойти против Него?

Коварство змея

И как интересно змей говорит, как он извращает все в свою пользу. «В день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Как боги! А помните, мы с вами говорили в свое время, когда о сотворении человека была речь, что Господь сотворил человека по образу Своему и замысел был, чтобы дать человеку возможность зайти к подобию, стать как Бог, уподобиться Ему.

Вот видите, как получается, что и Господь предлагает человеку уподобиться Ему – Богу, и змей говорит «станете, как боги». Но при этом совершенно разный подход. Господь призывает стать «как Бог» через уподобление Богу, через послушание, через любовь к Нему, через доверие к Нему возрастать в добре. А змей предлагает противопоставить себя Богу, чтобы стать, как Бог, чтобы быть Богом вместо Бога через нарушение заповеди.

И еще, Господь предлагает человеку стать как Бог через труд, через какой-то нравственный труд, через усилия, постепенно, через любовь. А змей предлагает магический путь — ничего не надо делать, просо взять, скушать и сразу станешь. Легко.

Кривда

Есть правда, есть ложь, а есть нечто среднее — кривда: это когда ложь и правда смешаны между собой. И на самом деле, ложь не такая уж и страшная, потому что ее легко обличить, выявить, ее легко и в общем-то обезвредить. А вот кривду трудно обнаружить, трудно обличить, потому что там элементы правды тоже есть.

Вот как раз змей использует в диалоге с Евой именно кривду. Он ей говорит: «Нет, не умрете». В этом есть чуть-чуть правды, потому что, действительно, после того, как Ева вкусила этих плодов, она не умерла. Но! Смерть вошла в природу человека. Об этом мы будем с вами говорить не сегодня, а в другом выпуске библейского ликбеза, в следующем.

Или, вот еще он говорит: «Знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши». И действительно! Причем, глаза стали открываться еще до того, как Ева вкусила плодов. «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи». Увидела! До этого она не видела, а тут она вдруг увидела. Вот, глаза уже открываются, то есть обещания змея сбываются. «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз, и вожделенно, потому что дает знания; и взяла плодов его и ела».

Вот, кстати говоря, «дает знание» — какое знание? Господь вовсе не хотел человека какого-то знания лишать. Важно было, каким будешь ты, то есть каким будет сам человек. Вот что было важно.

Вот так произошло грехопадение. Но милосердие Божье настолько велико, что Господь вот это грехопадение обратит в будущем нам, людям, в великое благо. Но об этом мы будем с вами говорить в следующих выпусках библейского ликбеза.

В чем заключалось искушение Евы змеем? Какой выбор был у Евы и как она могла бы поступить


 

00:00 Приветствие и объявление темы
00:58 Кто такой змей?
02:01 Почему змей обратился именно к Еве?
02:53 Коварство змея
04:20 Как должна была поступить Ева в этой ситуации?
05:33 Змей обвиняет Бога-творца в коварстве и лжи
06:20 Какой нравственный выбор стоял перед Евой?
07:15 Извращение змеем предназначения человека
09:00 О кривде змея
11:15 Окончание выпуска