Подробности

Обсудить видео и задать вопрос на форуме! — http://kiberpop.ru/forums/topic/kain-i-avel/


Фреска: Каин убивает своего брата АвеляИстория Каина и Авеля: за что и почему Каин убил своего брата Авеля? Как так получилось и каковы были последствия этого злодейства? В этом выпуске поговорим так же о том, что такое жертвоприношение и религия

Библейский ликбез #12: Каин и Авель

Аудиозапись: Adobe Flash Player (версия 9 или выше) требуется для воспроизведения этой аудиозаписи. Скачать последнюю версию здесь. К тому же, в Вашем браузере должен быть включен JavaScript.

Здравствуйте, дорогие друзья. Мы продолжаем наш библейский ликбез и сегодня будем говорить о Каине и Авеле.

Надежды Адама и Евы на скорое избавление

Когда у Адама и Евы родился первенец, у них был, надо полагать, полный восторг. Они посчитали, что сбываются обещания Божие, данные в раю, когда Он говорил, что от семени жены будет им спасение и что это семя жены поразит змея «в голову» — то есть победит те последствия грехопадения, которые с ними случились. Поэтому назвала Ева своего первенца «Каин», что значит «человек от Господа».

Но все оказалось гораздо сложнее, чем они думали изначально. И поэтому через какое-то время, когда Ева родила еще одного мальчика, она назвала его Авель, что значит прах, то есть — как дым, как прах рассеялись ее надежды, ее мечты на скорое избавление. Может быть, только в этот момент они до конца осознали чудовищность последствий, которые повлекло за собой грехопадение.

«И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец» — таким был их род занятий.

Принесение жертв Каином и Авелем

«Спустя несколько времени Каин принес от плодов земли дар Господу. И Авель также принес от первородных стада своего и от тука их. И презрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не презрел. Каин сильно огорчился и поникло лицо его».

Что мы здесь видим, друзья мои? Во-первых, мы видим, что как само собой разумеющееся Каин и Авель совершают жертвоприношение Богу. И наверняка жертвоприношение началось не от Каина и Авеля, а от Адама и Евы сразу же после их изгнания из рая, а, может быть, даже еще в раю после грехопадения.

Что такое жертвоприношение Богу?

Жертвоприношение Каина и АвеляЖертвоприношение — это признак наличия религии: если люди приносят нечто в жертву Богу, значит у них есть религия. Но религия возникает тоже не с самого момента сотворения Адама, а после грехопадения, после того, как Адам и Ева ушли, отвернулись от Бога, отказались от Него. В этом состоял грех. А религия — это попытка восстановить утраченную с Богом связь.

Помните, когда разбирали последствия грехопадения, мы говорили о том, что Адам и Ева услышали голос Господа, ходящего в раю где-то там далеко? И они спрятались между деревьями рая — вот есть пропасть между человеком и Богом и попытка преодолеть ее, выстроить какие-то взаимоотношения с внешним (по отношению к человеку) Богом — это и есть религия.

Само слово «религия» переводится как «восстановление связи» — «религаре» (по латыни). Проявляется религия в том числе через жертвоприношение.

Что это такое жертвоприношение и какова идея жертвоприношения? Изначально, когда Господь только сотворил Адама и Еву, они жили в Боге, можно сказать, принадлежали Богу всецело, были преданы ему. Но в грехопадении они противопоставили себя Богу и произошел разрыв между человеком и Богом. Но пытаясь восстановить утерянную связь с Богом, они пытаются снова что-то Богу отдать, чтобы принадлежать, может быть, не целиком Богу, но хотя бы какую-то часть, часть своей может быть души, часть своего труда Богу отдать. Вот отсюда возникает жертвоприношение. То есть жертва — это то, что человек отдает Богу: часть себя или вместо себя часть своего труда.

Жертвоприношения существует со времен Адама и Евы и до сего дня. И они так и будут существовать абсолютно во всех религиях, только в разных формах и в разных видах. Например, у православных христиан тоже существуют жертвоприношения — мы тоже можем жертвовать и своим трудом (трудиться во славу Божью), можем жертвовать своим временем, можем жертвовать и деньгами (то есть материализованными плодами наших трудов в денежном эквиваленте). Или приносим продукты на храм Божий — это тоже наша жертва. Мы можем жертвовать своим комфортом, удобством для Бога, когда соблюдаем, например, посты. Таким образом разные виды жертв существуют и до сего дня.

Господь принял дар Авеля и не принял дар Каина

И так вот Каин принес о земли дар Господу, то есть фрукты, какие-то овощи и злаки, и Авель принес от первородных стада своего и от тука их. Первородные стада — это первенцы от овец. Родилась первая овечка — вот он ее принес в жертву, как первое, самое лучшее. А «тук» — это значит жир, отсюда наше слово «тучный».

И дальше произошло нечто неожиданное:

«И презрел Господь на Авеля и на дар его. А на Каина и на дар его не презрел. Каин сильно огорчился и поникло лицо его». То есть мы видим, что вообще-то Господь может и не принять дар.

Как это — «презрел» или «не презрел»? Мы не знаем, как это проявилось, как это они увидели и поняли у кого дар принят, а у кого нет. Но как-то увидели, наверное, каким-то внешним призракам это было явлено.

Мы видим, что не все жертвы Богу угодны. И проводя параллель на нас сегодняшних, тоже надо сказать, не все то, что мы жертвуем для Бога, для храма, не все это Бог приемлет, не все это идет впрок. Наверное, имеет значение то сердце, с которым мы приносим свой дар, то состояние нашей души, для чего мы это делаем, с каким чувством мы это делаем. Вот это, наверное, имеется в виду как главное условие. И если что-то у нас в сердце не в порядке, то, может быть, Господь от нас тоже не примет дар.

А почему Господь проявил явным образом, что от Авеля принят дар, а от Каина нет? Тоже ведь не случайно, не просто так Господь сделал. Если Он видимым образом это проявил, значит, хотел что-то Каину этим сказать. Что? Наверное, то и хотел, что у тебя в сердце что-то не то, чтобы Каин задумался — почему Господь от него дар не принимает? что почему-то неугоден Господу дар его? Как-то что-то надо изменить и, может быть, поучиться у брата, посмотреть, понять, сравнить. Вот с такой, скажем так, «педагогической» целью Господь проявил Свое принятие и непринятие даров.

Убийство Авеля Каином и его последствия

Но Каин не внял, не задумался. Он сильно огорчился и поникло лицо его. То есть озлобился человек. «И сказал Господь Каину: почему ты огорчился, и от чего поникло лицо твое?»

Опять, такое ощущение, что Господь чего-то не знает… Все знает. Это вопросы Господь обращает Каину, чтобы тот сам себе задал их: «подумай, почему ты огорчился, почему поникло лицо твое? задумайся над этим…»

«Если делаешь доброе, то не поднимаешь лица. А если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит, он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним».

Замечательные слова! «Он тебя (грех) влечет к себе, но ты господствуй над ним». Да, грех будет лежать у дверей и у каждого из нас с вами тоже в какой-то момент жизни обязательно грех лежит у двери, и он влечет нас к себе. Но «ты господствуй над ним» и не позволяй ему господствовать над тобой, будь хозяином положения, оставайся свободным от этого.

И Господь напрямую обращается к Каину, напрямую говорит с ним, вразумляет его, направляет его, пытается как-то его воспитать. Каин не внял увещеваниям Господа, а восстал на своего брата и убил его, когда они были в поле где-то одни и когда его никто не видел.

«И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой?»

Опять вопрос — где? То есть, знает Господь где, но спрашивает Каина: «Где Авель?» И не просто «Авель», а «где Авель, БРАТ твой». Он напоминает, что это же твой брат, вы же родились вместе.

«Он сказал: не знаю. Разве я сторож брату моему?»

Ответ совершенно наглый, совершено бесцеремонный, грубый и очень неприличный: «разве я сторож брату моем?». Циничный ответ. О чем это говорит? О том, что душа Каина до такой степени уже озлобилась и прониклась грехом, что в общем-то взывать к его исправлению, к покаянию уже невозможно. Только может быть, какие-то сложные жизненные условия на протяжении многого времени могут заставит его пересмотреть свое отношение, свою позицию, и что-то изменить.

Поэтому Господь дальше уже жестко говорит с Каином:

«И сказал: что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. И ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей. Когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы свои для тебя. Ты будешь изгнанником и скитальцем на земле».

Вот такое жесткое наказание.

«И сказал Каин Господу: наказание мое больше, нежели снести можно».

Это не слова покаяния, это не слова человека, который сожалеет. Это слова человека, который считает: «Ну, и что я такого сделал, что Ты меня так наказываешь? Ты меня слишком сильно наказываешь. Я не вижу, что я настолько сильно нагрешил, чтобы Ты меня так сильно наказывал. Что я такого сделал?» То есть он не понимает, не осознает степени своего ужасного поступка.

Заключение

Вот так печально закончилась история двух братьев — Каина и Авеля. Вообще, друзья мои, первая смерть человеческая, которая произошла на земле, была насильственная. Человека убили. Причем, убил не посторонний, а родной брат. Убил из зависти, потому что Господь не принял от него жертву, а от того принял. И вот зависть, что завладела им полностью и заставила его совершить такое злодейство.

Печально, но куда деваться: Господь изгнал его, Каин стал изгнанником и скитался по земле. Правда нашлись братья и сестры, которые решили разделить с ним его участь. Жена у него была, тоже последовала за ним и потомство Каина потом тоже распространялось по земле. Кстати, один из его потомков (пра-пра-правнук Ламех) взял себе двух жен. Так что двоеженство началось именно из потомства Каина.

А у Адама и Евы еще рождались сыновья и дочери. И один из первых после смерти Авеля родился Сиф. Ева назвала его так, потому что говорила она: «Бог положил мне другое семя вместо Авеля, которого убил Каин».

Итак, друзья мои, на сегодня наш выпуск подошел к концу. В следующий раз мы начнем говорить о потопе.

Рубрика:

Ветхий Завет

Теги:

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

*


Анти-спам: выполните заданиеWordPress CAPTCHA


9 Комментариев